Главная Каталог Отражение борьбы иосифлян и нестяжателей в литературе

Отражение борьбы иосифлян и нестяжателей в литературе

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
История
Предмет
История
Страниц
40
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


1200 Р
1840 Р
Оглавление
Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Иосифляне и нестяжатели........................................................................5 1.1. Иосиф Волоцкий...........................................................................................5 1.2. Нил Сорский...................................................................................................8 1.3. Суть спора и его предпосылки......................................................................11 Глава 2. Русские публицисты XVI в. об иосифлянах и нестяжателях............16 2.1. Значимые русские публицисты XVI в.........................................................16 2.2. Предыстория спора «нестяжателей» и «иосифлян»: по материалам древнерусских памятников канонического права............................................26 2.3. Православное духовенство в работах публицистов XVI в........................32 Заключение............................................................................................................39 Список литературы...........................................................................................41
Введение

В конце XV-начале XVI веков на Руси произошел конфликт, имевший некоторые параллели с событиями и движениями в западном христианстве того времени. Поскольку испанская инквизиция была в полном разгаре против неискреннего обращения в христианство, а крах Монастырской собственности успешно убил католическое монашество в некоторых странах Северной Европы, экзистенциальный вопрос «иметь или не иметь» достиг подпольного толчка для защищенной религиозной жизни в православной России. Те, кто задавал этот вопрос в Русском царстве, также неизбежно отстаивали свои взгляды на проблему неискренних христиан и их роль в политике. Подобно тому, как францисканцы и более поздние цистерцианские ордена в Католической Церкви реагировали на ослабление монашеской дисциплины и стремление к простоте Евангелия, ряд монашеских старцев в России, главным образом на севере, очень сильно ощущали, что монахам гораздо лучше, если они не владеют собственностью. Богатство-искушение для любого христианина, но особенно для людей, давших обет бедности. Этот простой принцип Евангелия всегда был истинным, но такая простота также всегда была истинным благословением для тех, кто не принял обет бедности и имеет право конфисковать имущество тех, кто его имеет. Главными церковными деятелями, которые боролись с этой проблемой в России, были: святой Нил Сора, лидер так называемых «не-собственников», и Святой Иосиф Волоколамский, лидер «собственников», также называемых «иосифлянами». Было бы неверно утверждать, что один из них намеревался начать противоречивые движения. Каждый из них жил своей монашеской жизнью в меру своих возможностей и в соответствии с особыми потребностями своих соответствующих монашеских и мирских общин вокруг них. Актуальность темы исследования. В процессе эволюции философского мировоззрения, сопровождающего любые значительные социальные преобразования, происходят фундаментальные изменения в представлениях о мире и месте человека в нем. Такие явления всегда остро переживаются обществом, поскольку они предполагают кризис и деконструкцию сложившейся картины мира и системы ценностей. Залогом успешного преодоления мировоззренческого кризиса является готовность мыслящих сил общества к инновациям. Но это должно быть новшество, которое не искажает идентичность этого сообщества и основано на какой-то органической традиции. Современное российское общество ищет пути преодоления поразившего его мировоззренческого кризиса. Поэтому анализ мировоззренческих процессов таких поворотных моментов в российской истории имеет принципиальное значение. Цель исследования – изучить отражение борьбы иосифлян и нестяжателей в литературе. Задачи: – исследовать Иосифа Волоцкого; – рассмотреть Нила Сорского; – проанализировать суть спора между нестяжателями и иосифлянами и его предпосылки; – изучить значимых русских публицистов XVI в.; – проанализировать православное духовенство в работах публицистов XVI в. Объект – история РПЦ и русского государства. Предмет – иосифляне и нестяжатели. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Иосифлянство требовало социального служения церкви, своего рода вхождения в людей и просвещения людей. Фигуры и борцы стяжателей уравновешивались созерцательными взглядами несобственников, которые сформировали сферу интеллектуальных ценностей, необходимых для общественной деятельности. В христианской церкви всегда был водораздел между верными хранителями истины Христа и упорными борцами за их распространение. Без борцов исторический хаос наводнил христианскую культуру. Без носителей евангельской духовности христианская армия вырождалась, чтобы разрушить христианские основы. Дополнительно обе традиции создали творческое поле культуры. Если один из них сломался бы, другой бы выродился. Триумфальная тенденция теряет целостность, становится тенденциозной, радикальной. С поражением нестяжателей диалектическая гармония национального духа была разрушена. Само возмущение не могло выразить полноты христианской истины, но оно не требовало ее. Несвободное отношение к жизни полно опасностей, забывая о мире и своих потребностях, оно может переродиться в бездеятельность, спокойствие. Иосифлянство был поражен коллективистским и социальным искушением, нестяжатели одержимы индивидуалистическим и спиритическим искушением. Эгоизм был обеспечен широтой вашей позиции против крайностей индивидуализма. Но они могли выйти за пределы своей духовности, что было типично для русской духовности. Нил Сорский не отвергал разнообразных путей, дополняющих друг друга в единстве Церкви. Чувство меры и искренней религиозности держало Иосифа Волоцкого на грани истины. Но некоторые его качества - нетерпимость, жестокость по отношению к идеологическим противникам, формализм мышления, приоритет внешней деятельности - заставили его выйти за пределы этого качества. Его последователи были во власти доктринальной логики, которая сдерживалась искренней религиозностью основателя. Школа иосифлянства не ставит целью воспитывать в людях христианские добродетели - любовь, уверенность, мораль, духовность. Многие разрывы в русском характере являются результатом псевдохристианского учения. Народное благочестие пыталось восполнить этот недостаток. В шестнадцатом веке глупость процветала в ответ на правящего Иосифа Волоцкого. Если Иосиф стал столпом власти, функция интеллектуального и морального презумпции власти выполняет не церковь, а глупец. Националистический по форме, иосифизм объединил злые византийские и западные влияния. Он навязал националистические похвалы, враждебность к тьме против христианского просвещения. Вот почему Россия упустила историческую возможность привлечь высокообразованных греков, которых заманили в Италию после падения Византии для создания обычных средних школ (университетов). Трудно переоценить последствия этой трагической национальной ошибки.

Список литературы

1.Алексеев А.И. Под знаком конца времен: очерки русской религиозности конца XIV начала XVI вв. Текст. /А.И.Алексеев. - СПб.: Алетейя, 20014.-352 с. 2.Архангельская А.В. «Иосифляне» и «нестяжатели» URL.: https://www.portal-slovo.ru/philology/37346.php ( Дата доступа 17.02.2020) 3.Бачинин В.А. Желания и страсти в мистической антропологии Нила Сорского Текст. // Философия желания: Сборник статей / Под ред. И.В. Кузина / В.А.Бачинин. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015. –С. 116-119. 4.Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство: заметки о русской религиозной антропологии Текст. / Н.К.Гаврюшин // Вопросы Философии. 1996. №5.-С. 140-162. 5.Замалеев А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия Текст. / А.Ф. Замалеев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. - 212 с. 6.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.) — Изд. 3-е, доп. и перераб. Текст. / А.Ф. Замалеев. СПб.: ИТД «Летний сад», 2014.-398 с. 7.Исаков А.А. Эволюция общественного сознания Средневековой Руси и философские идеи в нестяжательстве Текст. / А.А.Исаков // Вестник Чувашского Университета. Гуманитарные науки. № 4. - 2017. - С. 91-96. 8.Лурье. Я.С. К вопросу об идеологии Нила Сорского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XIII. М.-Л., 1957. — С.182-213. 9.Лурье. Я.С. Вопрос об идеологических движениях конца XV- начала XVI в. в научной литературе. // Труды отдела древнерусской литературы. — Т. XV. — М.-Л., 1958. — С.131-152. 10.Прохоров Г.М. Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности Текст. // Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Ко-мельский. Сочинения /Подг. Г.М.Прохоров / Г.М. Прохоров. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2015. –С. 5-43. 11.Столович Л.Н. История русской философии. Очерки Текст. / Л.Н. Столович. М.: Республика, 2015. - 495 с.


Если курсовая работа на тему Отражение борьбы иосифлян и нестяжателей в литературе Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)