Главная Каталог Политическое ораторское искусство в древнем риме (на прим речей Цицерона против Л.Катилины)

Политическое ораторское искусство в древнем риме (на прим речей Цицерона против Л.Катилины)

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
История
Предмет
История
Страниц
36
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


1200 Р
2890 Р
Оглавление
Введение………………………………………………………… 3 Глава 1. Ораторское искусство в Риме до Цицерона…………… 6 § 1.1 Зарождение ораторского искусства в Риме ……………. 6 §1.2 Значение ораторского искусства в республиканскую эпоху 12 Глава 2. Ораторское искусство во времена Цицерона ……..…. 19 §2.1 Цицерон и его ораторское искусство ……………………... 19 §2.2. Значение и последствия речей против Катилины………. 25 Заключение……………………………………………………… 32 Список использованной литературы…………………………… 35
Введение

В данной работе мы исследуем историю ораторского искусства Древне-го Рима. Примером наивысшего развития этого искусства выступят Катили-нарии-речи Цицерона против Катилины. Ораторское искусство имеет древню историю и достигло своей верши-ны в Древней Греции, а потом и в Риме. Именно в этих государствах риторика была поставлена на службу государству и играла значительную роль. Географические рамки исследования охватывают территорию Римской республики и соседней Греции. Хронологические рамки исследования начинаются с V века до н.э., ко-гда риторика только начинает зарождаться и не является еще сформирован-ной научной дисциплиной и до середины I века до н.э., когда и были произне-сены знаменитые катилинарии. Изначально риторика и ораторское искусство зародилось в Древней Греции в VI-V веках до н.э. Первоначально, она предназначалась для ведения споров и ученых диспутов. Далее начинается проникновение ораторства и в соседние государства. Одним из которых является Рим. В III столетии до н.э. Греция оказывается захвачена римскими войсками и культурное проникновение начинается более быстрыми темпами. Римская культура отличалась от греческой. Поэтому, ораторское искус-ство стало использоваться в более практических целях. Это стали судебные дела, участие в государственных выборах, полити-ческие речи, погребальные речи и т.д. Римские риторы создавали свою собственную ораторскую школу. Ма-стерство оратора смешивалось с научным образованием и постоянно практи-кой. Нередки становились случаи, когда хороший оратор мог победить в су-дебном деле, хотя и не имея никаких юридических предпосылок для этого. Вершиной развития ораторского мастерства являются речи Цицерона. Именно он смог в полной мере объединить в себе талант оратора, знания уче-ного, и при этом оставить значительное количество литературных памятников своей деятельности. Актуальность данного исследования состоит в том, что данная тема хоть и изучена достаточно подробно, продолжает представлять интерес для исследователя, так как ораторское мастерство продолжает являться неотъем-лимой основой политической деятельности как в прошлом, так и в настоя-щем. Целью данного исследования будет изучение ораторского искусства Древнего Рима на примере катилинариев. Перед нами будет стоять несколько важных задач. 1. Рассмотреть развитие ораторского мастерства в Риме 2. Исследовать деятельность Цицерона в общем, и в борьбе с Катили-ной, в частности. Объектом исследования выступит ораторское искусство Древнего Рима Предметом будет являться история развития ораторского мастерства. В данной работе используются различные исторические методы. Рас-смотрим основные из них. Для того, чтобы из источников извлечь информа-цию мы используем принцип историзма. Также используются классические ключевые специальные исторические методы. Это историко-системный, исто-рико-сравнительные, историко-типологический методы. Историко-системный метод - один из основных методов исторического исследования, в котором реализуются принципы системного подхода. Осо-бенностью историко-системного метода выступает широкое использование наряду с общенаучными методами, основанными на логическом суждении, методов системного анализа и математического моделирования. Источниками для исследования послужила историческая литература различного характера (статьи ряда российских авторов, научные труды и др.). При написании курсовой работы использованы труды авторов прошло-го и современного времени: Кузнецова Т. И. , И. П. Стрельникова «Оратор-ское искусство в Древнем Риме», Моммзен, Теодор «История Рима» и др. Теперь рассмотрим практическую и теоретическую значимость данного исследования. Теоретическая значимость заключается в значении ораторского искус-ства для Рима и его политической истории. Практическая значимость обусловлена тем, что деятельность римских ораторов неразрывно была связана с политикой государства и оказывала на его судьбу прямое влияние. Данная работа состоит из следующих компонентов. Это Введение, Оглавление, две главы основной части. Каждая глава состоит из двух пара-графов. Также в состав работы входит заключение, список литературы.

Заключение

По итогам данного исследования мы смогли выполнить поставленные перед нами задачи и выполнить саму цель исследования. Мы исследовали ораторское мастерство в Древнем Риме. Особенно обратили внимание на это искусство прмиенительно к речам Цицерона против Катилины. Ораторское мастерство проникло в Рим из Греции. Здесь оно быстро приспособилось к местным условиям и приняло более практичгую форму. Римляне открывали специализированные школы, где одной из основных дисциплин выступала как раз риторика. Для человека благородного происхождения закончить такую школу считалось в порядке вещей. Римляне уделяли значительнео внимание образовнаию своего населения, по крайне мере его аристократической части. Само развитие ораторского мастерстваи его использование в государственных и судебных делах в Риме берет свое начало с III века до н.э. В этот период олно не имеет еще какой то научной основы и ораторы, в основном выделяются благодаря своему таланту и природным ораторским способностям. Ситцация начинает меняться в республиканский период. А своего расцвета достигает с конца I века до н.э. В это время происходит ослабление государственной власти. В стране постоянно вспыхивают мятежи военачальников, бунты рабов, политическая борьба часто заканчивается убийствами. При этом у граждан появляется возможность выражать свои мысли и идеи гораздо в более свободной форме. Нет сдерживающих механизмов. И в такой ситуации риторика становится инструментом для завоевания сторонников. Ораторское искусство получает в данный период научную основу. Для хорошего мастера слова становится престижно знать и другие науки и владеть ими. В речах ораторов начинают появляться дополнительные элементы, помимо собственно самой речи. Это жесты, мимика, тембр голоса и т.д. В речах зачастую начинает проскакивать артистизм и чрезмерный пафос.Этому были подвержены практически все известные риторы того периода. Наиболее известным оратором республиканского периода истории Древнего Рима, да и не только его, является Марк Цицерон. Он смог соединить в себе все черты идеального ритора. Он происходил из знатной семьи, получил хорошее образование, имел все природные задатки оратора и легко находил общий язык с людьми. Кроме того, он обладал достаточным упорством, чтобы постоянно совершенствовать свои навыки. Еще одной особенностью Цицерона являлось наличие значительного комплекса литературных памятников, которые он оставил после себя. В отличии от большинства ораторов предыдущего времени, которые практически не оставили никаких записей своих речей, Цицерон написал более ста речей и сочинений. Благодаря своему происхождению, Цицерон имел возможность совершенствовать свои навыки на практике с самого детства. Он мог попасть на форум и наблюдать за дебатами сенаторов. Кроме того, он застал последние годы жизни и деятельности великих ораторов предыдущего периода- Антоний и Красса. И смог подхватить у них многие элементы своего будущего мастерства. В середине I столетия Цицерону пришлось применить свои навыки на практике для спасения римской республики. Вследствии многочисленных проблем в стране, был создан заговор Катилины. Он предполагал свержение сената и установление диктатуры. Цицерон, который занимал на тот момент должность народного трибуна принял все меры для недопущения этого. Именно тогда он произносит 4 речи против Катилины, которые войдут в историю под названием Катилинариев. В первой же своей речи он смог убедить Катилину, что знает о его заговоре и ему лучше бежать и бросить свои помыслы. Иначе он будет казнен. Катилина поверил этим речам и сбежал, чем значительно ослабил свои позиции. Хотя фактчиески, против него не было тогда никаких доказательств. Своими последующими речами Цицерон смог сформировать коалицию из политических сил, которые смогли разбить войска Катилины. Своей четвертой речью Цицерон просил казни для всех изменников. Ему противостоял в этом Цезарь и Помпей. Это были люди, облеченные тогда значительнйо властью, и которые сами являлись грамотными ораторами. Но Цицерон склонил на свою сторону большинство и добился казни всех сторонников Катилины. Таким образом, рассмотрев речи Цицерона, мы пришли к выводу, что с помощью своего ораторского мастерства ему удалось сделать несоклько значимых вещей. Он сохранил республику в Риме и не дал ей пасть в результате заговора. Также,исключительно из-за его речей были казнены множество людей. Все они являлись римскими гражданами и вообще, закон не предусматривал для них такого наказания. Но его сила убеждения коазалась сильнее.

Список литературы

1. Аржиханова А.Д. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА // БМИК. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oratorskoe-iskusstvo-drevnego-rima (дата обращения: 11.03.2020). 2. Алферова Л. Д. Ораторское искусство. Пособие для самостоятельной работы Издательство: Санкт-Петербургская академия театрального ис-кусства, 2009 г.-520 с. 3. Грималь П. Цицерон / П. Грималь. – М. : Мол. гвардия, 1991. – 542 с. 4. Джефф Дэвидсон Ораторское искусство The Complete Guide to Public Speaking Серия: Сделай себя сам Издательство: Эксмо, 2005.-720 с. 5. Зелинский Ф.Ф. Римская республика / Ф.Ф. Зелинский ; пер. с пол. и подбор ил. Н.А. Папчинской. – СПб. : Алетейя, 2002. – https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 11.03.2020). 6. Зубра А. С. Ораторское искусство Издательство: Дикта, 2008.-320 с. 7. Кучеренко Л.П. Сословная борьба патрициев и плебеев в Риме : учеб. пособие / Л.П. Кучеренко. – Сыктывкар. : Изд-во Сыктывк. гос. ун-та, 1990. – 340 с. 8. Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г.-420 с. 9. Моммзен, Теодор История Рима : [Перевод] / Т. Моммзен; [Подгот. текста и примеч. Ф. М. Лурье]. - СПб. : Лениздат, 1993.- 650 с. 10. Овчинникова А. Ораторское искусство Издательство: Юридическая ли-тература, 2006.-330 с. 11. Памятники поздней античной научно-художественной литературы II—V веков. М., «Наука», 1964.-250 с. 12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. М.: «Наука», 1964.-540 с. 13. Почикаева Н. М. Основы ораторского искусства и культуры речи Се-рия: Среднее профессиональное образование Издательство: Феникс, 2003.-310 с. 14. Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Изда-тельство: Наука, 2002.-450 с. 15. Утченко, Сергей Львович.Цицерон и его время - 2-е изд. - М. : Мысль, 1986. – 349с. 16. Цицерон: Сборник статей / Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького ; [Отв. ред. Ф. А. Петровский]. – Москва.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.-445 с. 17. Шевякова Е.А. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ // БМИК. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oratorskoe-iskusstvo-antichnosti (дата обращения: 11.03.2020).


Если курсовая работа на тему Политическое ораторское искусство в древнем риме (на прим речей Цицерона против Л.Катилины) Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)