Политическая концепция Н.М. Карамзина
- Тип работы
- курсовая работа
- Группа предметов
- Политология
- Предмет
- Политология
- Страниц
- 28
- Год сдачи
- 2024
Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)
В начале XIX века Российская империя столкнулась с беспрецедентными в своей совокупности историческими и цивилизационными вызовами – Французской революцией, наполеоновскими войнами, либеральными реформами Александра I и его молодых друзей. Французская революция явилась тем поворотным пунктом в русском сознании, который поставил под сомнение сами основы европейской жизни и вызвал вопросы в смысле того, чего же достигли европейские народы в своем развитии», а затем закономерный вопрос о том, стоит ли России заимствовать «катастрофичный» европейский опыт. В данном контексте прозападные либеральные реформы нового царствования ассоциировались с прямой революционностью, казавшейся тем более опасной на фоне грядущей большой войны с Наполеоном. Осмысление этих проблем консолидировало консервативные силы русского общества, а лейтмотивом их рефлексии сделало понятие «народности» как идеи национальной самобытности, раскрываемой, в частности, и через историю». Актуальность исследования. Учение Н.М. Карамзина применительно к настоящему времени и российской действительности представляет интерес не только историческими, но и политическими параллелями. Отдельные идеи отечественного историка, высказанные им в начале XIX в., звучат сегодня особо остро. В «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», представленной автором «Истории государства Российского» Николаем Михайловичем Карамзиным (1776-1826 гг.) выразился протест основной массы дворянства против либеральных реформ, идейным вдохновителем которых был М.М. Сперанский. Записка была вручена Александру I в марте 1811 г. В этой «Записке» Карамзин описал «идеальный тип» самодержавия и подверг жесткой критике правительственные новации, которые, как предполагалось, должны быть введены. Цель исследования состоит в изучении вопроса направленности политических взглядов Н.М. Карамзина, месте и специфике его политического мировоззрения. Объект исследования – политическая мысль Н.М. Карамзина. Предмет исследования – особенности политической концепции Н.М. Карамзина. Задачи: 1.Изучить специфику идеологии русского консерватизма. 2.Рассмотреть биографию и политические взгляды Н.М.Карамзина. 3.Проанализировать политическое мировоззрение Н.М.Карамзина. 4.На основе изучения «Записок о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» охарактеризовать особенности содержательного консерватизма Карамзина. Методы исследования: в данном исследовании был использован комплекс научных методов исследования: анализ, синтез, систематизация, классификация исторической и политологической литературы. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. 1.В трудах Карамзина берёт начало респектабельная консервативная мысль России. Именно он на многие десятилетия вперёд заложил её параметры. С его подачи содержание консервативного политического дискурса в России определяла национальная идея, синтезирующая патриотизм — любовь к Родине — с уважением к традициям, обычаям, ценностям и идеалам русского народа, сформировавшимся и освящённым многовековой борьбой за национальное самоопределение и духовную свободу в православии. 2.Карамзина можно назвать одним из первых авторов легитимной модели российской государственности. Он обосновывал законность монархической власти не только на фундаменте русского права, но и на основе самобытных, естественно-исторических начал. Исторические сочинения Н.М.Карамзина показывали традиционность для России консервативных ценностей, таких как сильная монархическая государственность, значимая роль религии и церкви в общественно-политической жизни, семья как основа всех общественных отношений. 3.Согласно Карамзину, самодержавный монарх должен быть связан нравственными требованиями, потому эти требования превратились в течение веков в прочные и глубоко укорененные традиции. Для Карамзина именно эти традиции, а не формальные правовые установления и внешнее государственное устройство – подлинная гарантия того, что в государстве будут преобладать право, справедливость, добро и что подданные будут счастливы. Если монарх царствует добродетельно в согласии с этими традициями, то он остается на правильном нравственном пути, на пути справедливости и не только сам он, он и наследника своего вынуждает идти по тому же пути. Соответственно, самодержавие для Карамзина означает неделимость власти, и существуют сферы общественной жизни, на которые самодержавная власть не может распространяться. Такой сферой, помимо нравов и обычаев народа, является сфера церковной жизни. Само же православие являлось своего рода «совестью» самодержавной системы, задающей нравственные координаты для монарха и народа, как в стабильные времена, так и особенно в эпохи потрясений. 4.Самодержавие интерпретировалось Карамзиным как умная политическая система, которая зависела не только от личных свойств, ума, воли отдельных правителей, но и от сложного взаимодействия национальных традиций в сфере государственных и общественных отношений. Изменение хотя бы одного из этих элементов неизбежно влекло за собой ослабление всей системы, тем более недопустимо было изменение сути самодержавия самими русскими монархами. Так, европеизация и секуляризация общественной жизни при Петре I привели к опасному социо-культурному разрыву между высшими и низшими сословиями, а еще они привели к ослаблению положения духовенства, которое из наставников и нравственных судей превратилось в «угодников царей». Итогом правления Петра стала эпоха дворцовых переворотов, когда аристократия и олигархия погубили отечество. В конце «Записки» Карамзин критиковал реформы Александра I и говорил о неправомочности ограничения самодержавия. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1.Афиани В.Ю., Козлов В.П. От замысла к изданию «Истории государства Российского». Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: Наука, 2015. – 380 с. 2.Карамзин Н. Письма русского путешественника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rvb.ru/18vek/karamzin (дата обращения 26.03.2020). 3.Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm(дата обращения 26.03.2020). 4.Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://imwerden.de/publ-32.html(дата обращения 26.03.2020). 5.Минаков А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2017. – 260 с. 6.Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики. - М.: Новое издательство, 2018. – 278 с. 7.Томсинов В.А. Светило русской бюрократии (М.М. Сперанский). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tomsinov.com(дата обращения 26.03.2020). 8.Филатова Ю.А. Формирование консервативного стиля мышления: Эдмунд Бёрк и Николай Карамзин: Автореф. дис.… канд. ист. наук. - М.: РГГУ, 2015. – 29 с. 9.Хантингтон С. Консерватизм как идеология // Тетради по консерватизму. 2016. - № 1. - С. 231–250. 10.Эйдельман Н. Последний летописец. - М.: Книга, 2017. – 280 с. 11.Южанинова Е.Р. Британские мыслители XVIII в. и Н.М. Карамзин: Опыт историко-философского сопоставления // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 2. - С. 230–232.
Если курсовая работа на тему Политическая концепция Н.М. Карамзина Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)