Педагогический подвиг Я. Корчака
- Тип работы
- курсовая работа
- Группа предметов
- Педагогика
- Предмет
- Педагогика
- Страниц
- 30
- Год сдачи
- 2023
Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)
Актуальность исследования. В середине 2018 года исполнилось 140 лет со дня рождения польского педагога-гуманиста, общественного деятеля и писателя Януша Корчака (1878-1942гг.). Та уникальная и неповторимая система воспитания Я. Корчака, которая была внедрена и реализована в учреждениях «Дом сирот» и «Наш дом», была в последствии внесена в золотой фонд не только европейской, но и мировой педагогической практики. И совсем неслучайно 1978 год, который ознаменовал 100 лет со дня рождения Корчака, был официально объявлен ЮНЕСКО годом Януша Корчака. Януш Корчак работал и создавал свою систему воспитания в крайне слож-ных социальных и политических условиях: цивилизационный и антропологиче-ский кризис, который в последствии вылился в Мировые войны; возникновение сиротских учреждений Корчака на фоне антисемитизма, воплотившегося в массовое истребление еврейского народа. Мы можем вполне справедливо предположить, что, наверное, больших социальных потрясений, испытавших за свой век Я. Корчак, не выдавалось пережить ни одному педагогу с общемировым признанием. Януш Корчак, внесший бесценный вклад в защиту прав ребёнка, утверждал незыблемость права каждого ребенка быть самим собой, принимать активное участие в собственном воспитании. Фактически, выступая за защиту прав и свобод ребенка в своих педагогических произведениях, Януш Корчак предвосхитил возникновение положений Женевской декларации о правах ребенка (192) и декларации прав ребенка Организации Объединенных Наций (1959). Из истории известно, что в 1942 году, 200 воспитанников польского «Дома сирот» были сожжены в газовой камере нацистского лагеря смерти Треблинка, и их «отец», наставник и учитель Януш Корчак по собственной воле героически разделил с детьми эту страшную участь. Именно с того времени имя Корчака стали ассоциировать с самопожертвованием, героизмом и огромной любви к детям. В день трагической смерти детей и их учителя – 6 августа в Польше объявлен днем траура. Во многих странах Европы и бывшего СНГ установлены памятники Я. Корчака, его именем теперь называют улицы. В России ежегодно проходит педагогический конкурс, который посвящен великому педагогу. Его жизнь и смерть уже, скорее, напоминают миф, легенду, о его творчестве написаны многочисленные статьи, книги, исследования («Живая связь» И. Ниверли, «Король детей» Б. Лифтон), сняты фильмы «Януш Корчак» (С. Винокур) и «Корчак» (А. Вайда). Выдающийся В.А. Сухомлинский был воодушевлен великим подвигом Корчака, при написании своего произведения «Сердце отдаю детям» писал: «Жизнь Януша Корчака, его подвиг впечатляющей нравственной силы и чистоты послужили мне вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце» [20]. Многие исследователи в психолого-педагогической науке в своих работах опирались на постулаты Корчака, его педагогическую концепцию (Ш. Амонашвили, Р.А. Валеева, А.Ю. Гвалдин, А.И. Демакова, И. Зюзюкин, И. Ольчак-Роникер, В.А. Сухомлинский и др.). И это совсем не случайно, ведь до последней минуты своей жизни Корчак оставался верен простым жизненным истинам, которым обучал своих детей и наставлял взрослых. Однако, на наш взгляд, подвиг смерти Я. Корчака, все же затмил бесценный педагогический подвиг его жизни, а ведь гуманистическая концепция Корчака и многие воспитательные идеи весьма востребована сегодня, хоть и требуют переосмысления и адаптации в контексте современности. Проблема исследования заключается в следующем: каковы условия развития концепции Корчака и его педагогического подвига с позиции сегодняшнего времени. Научно-практические потребности и необходимость исследования пробле-мы обусловили актуальность и определили выбор темы: «Педагогический подвиг Я. Корчака». Учитывая вышеизложенное, объектом данного исследования явились педагогические идеи и концепция Януша Корчака. Предмет исследования – особенности педагогических взглядов Корчака в контексте современности. Цель исследования – реконструирование и целостное представление педа-гогического подвига Януша Корчака с позиции сегодняшнего времени. Для достижения указанной цели представляется необходимым решение следующих задач: 1. Провести теоретический анализ биографии жизни и подвига Януша Корчака; 2. Выявить особенности и ключевые моменты педагогической концеп-ции Корчака; 3. Проанализировать основные моменты гуманистической педагогики Я. Корчака в контексте сегодняшнего времени; 4. Провести анализ реализации принципа диалогичности воспитания Корчака в современной мировой педагогической практики. В данном исследовании мы обращались к следующим методам научного познания: теоретический (сбор, анализ и синтез научно-исследовательской лите-ратуры по проблеме исследования; репродуктивный метод; частично-поисковый метод; сравнительный метод; метод обобщения). Практическая значимость данного исследования заключается в ком-плексном анализе концепции Корчака, сопоставлении его взглядов сегодняшним реалиям. Таким образом, результаты данного исследования возможно применять в ходе ознакомления с педагогической деятельностью Я. Корчака в качестве одного из способов познания индивидуальности мировоззрения великого педагога-новатора. Структура курсовой работы представлена в классическом виде, а именно: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных научно-исследовательских источников.
В заключении данного исследования необходимо отметить, что все раннее поставленные задачи решены, цель исследования достигнута. Итак, первая глава нашего исследования была посвящена больше вопросам историческим, отражении биографии жизни и подвига великого Я. Корчака, анализа его основной педагогической концепции. 1. Януш Корчак (1878-1942) – настоящее имя Генрик Гольдшмит. Польский педагог, писатель, детский врач, журналист и общественный деятель. История жизни и смерти Корчака сегодня уже больше напоминает легенду, однако нельзя умилять его подвига, подвига настоящего человека, педагога искренне любящего своих воспитанников. Однако подвиг Корчака больше состоит не в том, как он погиб, а в том, как он прожил свою жизнь и как работал педагогом в детских приютах, разрабатывая и внедряя в стенах этих учреждений свою уникальную методику, технологию и концепцию воспитания, основанную на гуманизации. Социокультурными условиями, в которых формировалась педагогическая концепция Януша Корчака стали цивилизационный и антропологический кризис, который в последствии вылился в Мировые войны; возникновение сиротских учреждений Корчака на фоне антисемитизма, воплотившегося в массовое истребление еврейского народа. 2. Педагогическая концепция Януша Корчака основана на принципах, где основной – принцип любви к детям. Именно этот принцип является жизнен-ным кредом польского педагога, именно в нем заложен весь смысл педагогики по Корчаку. Другой важнейший принцип воспитания – уважение и признание прав ребенка, где признается право быть ребенку тем, чем он есть. Свобода – это еще одна важнейшая категория воспитательной концепции по Корчаку, именно на свободе зиждиться процесс воспитания по Корчаку. Здесь имеется в виду свобода выбора, свобода слова, свобода высказывания, свобода действий. Однако свобода – не вседозволенность, необходимо искать ту самую «золотую середину», чтобы не подавить волю ребёнка своим авторитаризмом и не развить его чувство безнаказанности и вседозволенности. Вторая глава исследования посвящается анализу источников и книг самого Януша Корчака, статей его биографов и исследователей проблем педагогической системы Корчака. 3. В разрешении проблем применения прошлого исторического педагогического опыта необходимо исходить из нахождения этого опыта не приходящих ценностей, законов и закономерностей, которые могут быть взяты на вооружение решений сегодняшних и завтрашних задач воспитания детства. Несомненно, критическое усвоение педагогического наследия прошлого дает возможность глубже осмыслить и правильно решить задачи, предъявляемые обществом к педагогической науке. Сущностными чертами гуманистической педагогики Я. Корчака с точки зрения педагога сегодняшнего времени выступают: принцип уважения личности ребенка и доверие к нему; принцип «разумного воспитания»; принцип «диалогичности воспитания»; взаимодействие воспитания и самовоспитания; неподлежащее обсуждению признание прав детей. В связи с этим большой интерес для педагогики представляет гуманистическая технология Януша Корчака. Сегодня по всему миру работают и ведут свою просветительскую деятельность организации имени Януша Корчака, где внедряются его идеи и убеждения в русле гуманистической педагогики, адаптированные под веяния современности. Современные педагогические направления в педагогике «сотрудничества», «свободы», «ненасилия», «равенства», «признания личности ребенка» - все так точно пере-кликается с идеей Корчака. 4. Кризис человеческого существования ХХ века – две Мировые войны, огромное количество локальных конфликтов, показал, что межкультурный диалог должен стать важным условием мирного, бесконфликтного существования различных народов. Актуальным является в наше время и как нам кажется, не перестанет быть таковым никогда следующее утверждение Я. Корчака: «Никакая война не стоит того, чтобы лишать детей их естественного права на счастье. Подвиг Корчака сегодня эхом звучит в каждой школе и других детских учреждениях, когда мы воспитываем своих детей в духе сотрудничества, уважения, ненасилия, и безмерной любви к тем, кому великий польский педагог посвятил и отдал свою жизнь.
1. Абакумов, С.Е. Педагогика в лицах / С.Е. Абакумов. – М.: Градиент, 2012. – 220 с. 2. Валеева, Р.А. Как любить ребенка / Р.А. Валеева. – М.: Градиент, 2013. – 240 с. 3. Виневская, А.В. Уроки любви к детям Януша Корчака. Часть 1 / А.В. Ви-невская, В.Б. Очирова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – №2. – С.43 – 47. 4. Гвалдин, А.Ю. Диалогичность воспитания в наследии Я. Корчака / А.Ю. Гвалдин // The Newman In Foreign Policy. – 2018. – №5. – С. 9 – 14. 5. Демакова, И.Д. Януш Корчак. Живая педагогика изменяющегося мира / И.Д. Демакова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – 201с. 6. Демакова, И.Д. Как нам научится любить своих учеников: О пед. идеях Я. Корчака /И.Д. Демакова // Нар. образование. – 2008. – №7. – С.147 – 152. 7. Зюзюкин, И. Под Знаменем цвета надежды: О пол. писателе и педагоге Я. Корчаке, 1878-1942 / И. Зюзюкин //Смена. – 2006. – №6. – С.134 – 140. 8. Ивенский, А.Б. Воспитание по Корчаку / А.Б. Ивенский //Первое сентября. – 2017. – №8. – С. 2 – 5. 9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Просвещение, 2016. – 512 с. 10. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К.Э. Сенкевич; Сост. и авт. примеч. Е.С. Рубенчик; Под. ред. и предисл. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 2003. – 470 с. 11. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – М.: АСТ, 2009. – 384с. 12. Корчак, Я. Дайте жить детям: воспитание: умственное, нравственное, физи-ческое / Я. Корчак. – М.: Астрель, 2013. – 420с. 13. Куприянов, Б.В. Гуманизация воспитания как утопия (в социально-педагогической антиутопии Януша Корчака) / Б.В. Куприянов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – №5. – С.8 – 11. 14. Левин, А. Януш Корчак - мыслитель и педагог /А. Левин // Памяти Корчака: Сб. ст. – М., 1992. – С. 7 – 17. 15. Педагогика народов мира: История и современность / К.И. Салимова, Н. Додде. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 576 с. 16. Поликовский, А.М. Последний урок / А.М. Поликовский // Воспитательная работа в школе. – 2016. – №1. – С.15 – 19. 17. Тубельская, Г.Д. Старый доктор из Варшавы: Януш Корчак / Г.Д. Тубель-ская // Первое сентября. – 2015. – №57. – С.3 – 7. 18. Ушакова, Н.В. Содержание процесса социального воспитания в педагогическом наследии Я. Корчака / Н.В. Ушакова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2012. – №1. – С.32 – 36. 19. Агентство ООН по делам беженцев. Россия [Официальный сайт]. – М.,2019. – URL: https://www.unhcr.org/ru/documents (дата обращения: 21.11.2019). 20. Гвалдин, А.Ю. К постановке проблемы диалогичности воспитания в наследии Я. Корчака [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). – 2017. – №2. URL: http://www.a-factor.ru/archive/ (дата обращения: 20.11.2019). 21. Лобанов, П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования [Электронный ресурс] // Проблемы Науки. – 2014. – №7. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.11.2019). 22. Марвин Э.Н. Содействие социальному признанию и развитию социальных умений на уроке [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электронный журнал. – 2017. – №2. – URL: http://www.rusameeduforum.com/(дата обращения: 20.11.2019). 23. Молодежный Корчаковский центр «Наш дом» [Официальный сайт]. – М., 2019. - URL: http://nashdomcamp.ru/ (дата обращения: 22.11.2019). 24. Efron, S.E. Janusz Korczak, Educator: Teaching humanity in the face of evil // Prism: An International Journal for Holocaust Educators. – 2016. – V.8. – p. 18 – 23
Если курсовая работа на тему Педагогический подвиг Я. Корчака Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)