Главная Каталог Особенности работы с детьми младшего школьного возраста над сценическим воплощением вокального произведения на примере .... МКУ

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста над сценическим воплощением вокального произведения на примере .... МКУ

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Языки
Предмет
Методика преподавания
Страниц
53
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


1200 Р
2460 Р
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ВОПЛОЩЕНИЕМ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ .... МКУ 6 1.1. Характеристика развитости артистических способностей у младших школьников 6 1.2. Организация занятий эстрадным вокалом в учреждениях дополнительного музыкального образования 12 1.3. Формирование сценического образа учащихся посредством вокального искусства 16 Выводы по первой главе 25 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ 26 2.1 Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества 26 2.2 Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков 32 Выводы по второй главе 33 ГЛАВА 3. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ 35 3.1. Диагностика развитости артистических способностей у младших школьников 35 3.2. Комплекс методов развития артистических способностей у младших школьников 42 3.3. Итоговая диагностика развитости артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом на итоговом этапе обучения 43 Вывод по третьей главе 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50 ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Введение

Актуальность темы. Проблемы развития артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом обусловлена тем, что вокальное воспитание касается не только вопроса техничности исполнения музыкального материала певцом, но и требует навыков сценического движения, подачи произведения, воплощения художественного образа. Поэтому среди всех задач педагога, существующих в подготовке вокалиста к сценической деятельности, особо выделяется развитие артистизма исполнителя. Развитие артистических способностей в раннем возрасте создает благоприятное влияние на всю последующую жизнь ребенка в целом. Формирование артистизма, в будущем, дает человеку открытость к диалогу, делает его более общительным и коммуникабельным, интересным собеседнику, помогает увереннее отстаивать свое мнение и убеждать. Артистизм является важной составляющей в деятельности музыканта - исполнителя. Возникнуть данному качеству спонтанно - невозможно: оно формируется шаг за шагом в процессе целенаправленной и регулярной педагогической работы. Артистизму как обязательному качеству в деятельности музыканта-исполнителя посвящено множество педагогических работ различных лет (В.Г. Ражников, А.Н. Чванова, Насер-Эддин Буаттура). Эстрадное исполнительство соединяет в себе множество навыков: предполагает полную свободу и раскованность, умение владеть не только голосом, но и телом, умение передавать публике смысл песни, доносить до зрителя ее эмоционально-чувственный образ. Для формирования этих необходимых каждому эстрадному исполнителю навыков, их отработки и закрепления, ребенку требуются систематические занятия. А для этого педагогам необходимы различные методические рекомендации по проблеме развития артистизма у детей на уроках вокалом, но в педагогике таковые рекомендации представлены недостаточно. Из этого следует противоречие между необходимостью развития артистизма у эстрадного вокалиста и недостаточностью методических рекомендаций по развитию артистических способностей у детей младшего школьного возраста в процессе обучения эстрадным вокалом. Сформулированная проблема позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Развитие артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом». Целью исследования является разработка комплекса методов, способствующих развитию артистических способностей на занятиях эстрадным вокалом. Объектом исследования явился процесс музыкального воспитания младших школьников на занятиях эстрадным вокалом. Предмет исследования - комплекс методов, способствующих развитию артистизма у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом. Гипотеза работы - развитие артистических способностей у младших школьников будет успешным, если: -определить особенности, которые связаны с артистическими проявлениями в музыкальном творчестве юных вокалистов; -рассмотреть методы, развивающие артистизм, которые могут быть использованы на занятиях эстрадным вокалом в детской музыкальной школе. Для достижения цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть специфику артистических способностей, являющихся основой певческой деятельности. 2. Выделить особенности артистизма у детей младшего школьного возраста. 3. Определить роль дополнительного образования в системе российского образования и обозначить место индивидуальных занятий по эстрадному вокалу в музыкальном дополнительном образовании. 4. Провести начальную и итоговую диагностику и сформулировать выводы по развитости артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом. 5. Разработать комплекс методов для развития артистических способностей. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения системы К.С. Станиславского об особенностях актерской игры и перевоплощении актера в сценический образ, положения об особенностях актерской деятельности (М.К. Литосова, М.О. Кнебель, Б.Е. Захава), идеи о необходимости артистизма в музыкально-исполнительской деятельности (А.Н. Чванова, Насер-Эддин Буаттура, В.Г. Ражников), положения о способностях и классификации музыкальных способностей (Б.М. Теплов), положения о речевой и певческой интонации (А.Н. Медушевский, А.П. Иванов, О.А. Бархатова), идеи о необходимости положения о певческих навыках младших школьников (О.А. Козырева). В работе использовались методы исследования: Теоретические: анализ литературы по проблеме дипломной работы, сопоставление, обобщение и систематизация теоретического материала по теме курсовой работы. Эмпирические: опытно-поисковая работа (диагностика), формирующий этап у учащихся младшего школьного возраста проводились в ДМШ, на занятиях эстрадным вокалом. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы теоретические аспекты и условия значения вокального пения для развития личности ученика, а так же, как следствие, и участников коллектива пришедших в студию в сознательном возрасте. Практическая значимость заключается в том, что в работе систематизирован материал, касающийся темы исследования. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.  

Заключение

Анализ теоретических, методических работ различных авторов по проблеме развития артистических способностей у младших школьников на занятиях эстрадным вокалом и диагностика развитости артистизма у детей младшего школьного возраста позволили сделать следующие выводы: Изучено и раскрыто содержание понятий «артистизм» и «способности», которые определяются как тонкое мастерство в искусстве по словарю С.И. Ожегова; высокое и тонкое мастерство исполнения чего-либо по словарю С.А. Кузнецова и индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению по словарю практического психолога С.Ю. Г оловина; умение, а также возможность производить какие-нибудь действия по словарю С.И. Ожегова. Определена развитость артистических способностей у детей младшего школьного возраста, которые связаны с особенностями их психического и физического развития. Дети данного возраста, способны дать развернутый ответ по впервые прослушанному произведению (А.А. Люблинская), но часто их внимание непроизвольно, что мешает им улавливать главное в произведении или решать заданные учителем вопросы (Л.Ф. Обухова). Интонационная выразительность младших школьников, как и вся речевая деятельность - бурно развивается (А.А. Люблинская). Ребенок данного возраста в своих интонациях подражает взрослым (А.Ф. Лобова). Голосовой аппарат не обладает силой и широким диапазоном (Ю.Б. Волегова). Также не сформирована координация слуха и голоса. Все эти особенности голосового развития младшего школьника делают очевидным трудности в техническом выражении эмоций и чувств с помощью интонации ребенка в пении. Младший школьник уже способен соотнести эмоциональные состояния с их физическими проявлениями (В.С. Мухина). Проанализирована роль дополнительного образования, которое является значимым элементом в образовании РФ, так как оно: определяется как неотъемлемая и самостоятельная часть системы российского образования; направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека (Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Проведена диагностика, которая включала: критерии понимания содержания музыкального произведения, технических возможностей исполнения ребенком вокального произведения, творческих возможностей ребенка по созданию эстрадного номера; соответствующие показатели определения содержания песни, передачи характера и смыслового содержания произведения через интонацию и сценическое движение, создания проекта эстрадного номера; метод творческого задания и практический метод. На итоговом этапе диагностики низкий уровень составил 25, средний - 67, а высокий - 8 процентов от общего числа учащихся. Определено, что показатели артистических способностей младших школьников улучшились. Составлен и рассмотрен комплекс методов для развития артистических способностей младших школьников: методы для развития понимания содержания музыкального произведения.

Список литературы

1. Бажанова Р. К. Феномен артистизма в контексте современной культуры // Фундаментальные проблемы культурологии : 2 т. / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб. : Алетейя, 2008. С. 274-282. 2. Бархатова И.Б. постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагнотики проблем : Учебное пособие. СПб. : Лань, 2015. 64 с. 3. Богданов И.А., Виноградский И.А. Драматургия эстрадного представления. Учебник. СПб. : ГАТИ, 2009. 424 с. 4. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2000. 1536 с. 5. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 240с. 6. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюменский государственный университет, Тюмень : 2013. 23с. 7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 2016. 415 с. 8. Волегова Ю.Б. Психолого-педагогическая характеристика и особенности певческого голоса младших школьников // Материалы международной конференции «Чтения Ушинского». Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2016. С. 419-423. 9. Волобуева А.С. Артистизм вокалиста как результат педагогической работы // Сборник материалов третьего всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств / гл. ред. М.Л. Космовская. Курск, 2017. С. 105-108. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. М. : Просвещение, 2014. 93 с. 11. Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казанский государственный педагогический университет, Казань : 2002. 234 c/ 12. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. 377 с. 13. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л. : Музыка, 2015. 142 с. 14. Гребельная В.М. Основные направления специфики эстрадной драматургии при постановке эстрадного вокального номера // Научное мнение. СПб. : Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2011. №1. С. 64-68. 15. Гребельная В.М. Особенности художественной структуры эстрадного вокального номера // Известия уральского государственного университета: серия 1: проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург : Уральский федеральный университет первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2010. №5. С. 63-71. 16. Гребельная В.М. Работа режиссера над пластической выразительностью актера при постановке эстрадного вокального номера // Театр. Живопись. Кино. Музыка. М. : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2011. №1. С. 46-61. 17. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера : учеб. пособие. СПб. : Лань, 2013. 432 с. 18. Изюрова О.С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : научный журнал, 2009. №102. С. 184-187. 19. Кнебель М. О. Слово о творчестве актера : Учебное пособие. СПб. : Лань, 2017. 152 с. 20. Козырева О.А. О развитии певческих навыков у дошкольников и школьников младших классов // Акктуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Саратов : Саратовский источник, 2017. С. 160-163. 21. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. Москва: Искусство, 2017. 430 с. 22. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Музыка 1-4-й класс: метод. пособие. 5-е изд. М. : Просвещение, 2014. 64 с. 23. Литосова М.К. Профессиональная речь актера и режиссера (терминологические и нетерминологические словосочетания) : Учебное пособие. М. : ГИТИС, 2018. 208 с. 24. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2016. 608 с. 25. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М. : Педагогическое общество России, 2001. 442 с. 26. Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса: Учебное пособие. 2-е изд., испр. СПб. : Лань, 2013. 96 с. 27. Подуровский В.М. Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2011. 320с. 28. Полищук В., Сарабьян Э. Библия актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров. М. : АСТ, 2014. 791 с. 29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Гарант информационно-правовое обеспечение. [Электронный ресурс]. ЦКЪ : ЬИр://|уо.дагап1.ги/#/ёоситеп1/70524884/рагадгарЬ/1: 1 30. Приказ об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств от 16 июля 2013 года №998 (с изменениями на 25 ноября 2015 года) // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. 31. Пронников В.А. Язык мимики и жестов. М. : Стелс, 2001. 212 с. 32. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Георгия Товстоногова. М.: АСТ, 2010. 320 с. 33. Сладкопевец Р.В. Развитие вокалиста в процессе освоения профессиональных навыков музыкальнохудожественного исполнения // вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Московский государственный институт культуры. 2013. № 2. С. 228-230. 34. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Части 1 и 2. Моя жизнь в искусстве. М. : Эксмо, 2017. 560 с. 35. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности // Музыка в шк. 2014. № 5. С. 8-19. 36. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. 37. Феномен артистизма в современном искусстве / Отв. ред. О.А. Кривцун. М. : Индрик, 2008. 520 с. 38. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учеб. пособие. СПб. : Композитор, 2008. 368 с. 39. Чванова А.Н. Формирование артистизма у музыкантов-исполнителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самарский государственный университет, Самара : 2015. 128 c/ 40. Чехов М.А. О технике актера. М. : АСТ, 2018. 288 с  


Если курсовая работа на тему Особенности работы с детьми младшего школьного возраста над сценическим воплощением вокального произведения на примере .... МКУ Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)