Главная Каталог Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.

Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события.

Тип работы
реферат
Группа предметов
История
Предмет
История Отечества
Страниц
18
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


501 Р
1570 Р
Оглавление
Введение...................................................................................................................3 Глава 1.Иосиф Волоцкий.......................................................................................5 Глава 2. Нил Сорский............................................................................................8 Глава 3.Суть спора и его предпосылки...............................................................11 Заключение............................................................................................................15 Список литературы...........................................................................................17
Введение

В конце XV-начале XVI веков в России возник конфликт, имевший некоторые параллели с событиями и движениями в западном христианстве того времени. Поскольку испанская инквизиция была в полном разгаре против неискреннего обращения в христианство, а крах монашеской собственности успешно убил католическое монашество в некоторых странах Северной Европы, экзистенциальный вопрос “иметь или не иметь” достиг подпольного толчка в отношении охраняемой религиозной жизни Православной России. Те, кто задавал этот вопрос в царстве российском, также неизбежно отстаивали свои взгляды на проблему неискренних христиан и их роль в политике. Подобно тому, как францисканцы и позднее цистерцианские ордена в католической церкви стали реакцией на ослабление монашеской дисциплины и стремление к простоте Евангелия, ряд монашеских старцев в России, главным образом на севере, очень остро ощущали, что монахам гораздо лучше, если они не владеют собственностью. Богатство-это искушение для любого христианина, но особенно для людей, принявших обет бедности. Этот простой принцип Евангелия всегда был истинным, но такая простота также всегда была настоящим благословением для тех, кто не принял обет бедности и имеет право конфисковать имущество тех, кто его имеет. Главными церковными деятелями, которые боролись с этой проблемой в России, были: святой Нил Сора, лидер так называемых "не-собственников“, и Святой Иосиф Волоколамский, лидер” собственников“, также называемых”иосифлянами". Было бы неверно утверждать, что один из них намеревался начать противоречивые движения. Каждый из них жил своей монашеской жизнью в меру своих возможностей и в соответствии с особыми потребностями своих соответствующих монашеских и мирских общин вокруг них. Актуальность темы исследования. В процессе эволюции философского мировоззрения, сопровождающего любые значительные социальные преобразования, происходят фундаментальные изменения в представлениях о мире и месте человека в нем. Подобные явления всегда остро переживаются обществом, поскольку они предполагают кризис и деконструкцию сложившейся картины мира и системы ценностей. Ключом к успешному преодолению мировоззренческого кризиса является готовность мыслящих сил общества к инновациям. Но это должно быть такое новшество, которое не исказило бы самобытности этого сообщества и опиралось бы на некую органическую традицию. Современное российское общество находится в поиске пути преодоления поразившего его мировоззренческого кризиса. Поэтому анализ мировоззренческих процессов подобных переломных моментов в российской истории имеет принципиальное значение. Цель исследования – изучить нестяжателей и иосифлян: действующих лиц и события. Задачи: – исследовать Иосифа Волоцкого; – рассмотреть Нила Сорского; – проанализировать суть спора между нестяжателями и иосифлянами и его предпосылки. Объект – история РПЦ и русского государства. Предмет – иосифляне и нестяжатели. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Иосифлянство утверждало социальное служение Церкви, своего рода вхождение в народ и просвещение народа. Фигуры и борцы стяжателей уравновешивались созерцательной позицией нестяжателей, которые формировали сферу духовных ценностей, необходимых для общественной деятельности. В Христианской Церкви всегда существовал водораздел между верными хранителями Христовой истины и суровыми борцами за ее распространение. Без борцов исторический хаос наводняет христианскую культуру. Без носителей евангельской духовности христианская армия вырождается в разрушителей христианских устоев. Дополняя друг друга, обе традиции создают творческое поле культуры. Когда один из них разрушается, другой вырождается. Торжествующая тенденция теряет свою целостность, становится тенденциозной, Радикальной. С поражением нестяжателей была разрушена диалектическая гармония национального духа. Нестяжательство само по себе не могло выразить полноты христианской истины, но и не претендовало на это. Несвободное отношение к жизни чревато опасностью забвения о мире и его потребностях, оно может выродиться в бездействие, квиетизм. Иосифлян был поражен коллективистским и социальным искушением, нестяжатели одержимы искушением индивидуалистическим и спиритуалистическим. Неимущественность была застрахована от крайностей индивидуализма широтой своего положения. Она могла выйти за свои пределы, что было характерно для русской духовности. Нил Сорский не отвергал многообразных путей, взаимодополняющих в единстве Церкви. Чувство меры и искренняя религиозность держали Иосифа Волоцкого на грани истины. Но некоторые его черты-нетерпимость, жестокость по отношению к идейным противникам, формализм мышления, приоритет внешней деятельности — заставили его перейти эту черту. Среди его последователей преобладала доктринерская логика, сдерживаемая искренней религиозностью основателя. Иосифитская школа не ставит своей целью воспитание в народе христианских добродетелей - любви, совести, нравственности, духовности. Многие переломы в русском характере-результат псевдохристианского учения. Народное благочестие стремилось компенсировать этот недостаток. В шестнадцатом веке глупость расцветает как реакция на господствующих иосифлян. Если иосифизм стал столпом власти, то функцию духовно-нравственного увещевания власти выполняет не церковь, а юродивые. Националистический по форме, Иосифизм сочетал в себе злые византийские и западные влияния. Она навязывала националистическое чванство, мракобесие - враждебность христианскому просвещению. Именно поэтому Россия упустила историческую возможность привлечь высокообразованных греков, которых после падения Византии заманили в Италию для создания регулярных высших школ (университетов). Трудно переоценить последствия этой трагической национальной ошибки.

Список литературы

1.Алексеев А.И. Под знаком конца времен: очерки русской религиозности конца XIV начала XVI вв. Текст. /А.И.Алексеев. - СПб.: Алетейя, 20014.-352 с. 2.Архангельская А.В. «Иосифляне» и «нестяжатели» URL.: https://www.portal-slovo.ru/philology/37346.php (Дата доступа 14.11.2019) 3.Бачинин В.А. Желания и страсти в мистической антропологии Нила Сорского Текст. // Философия желания: Сборник статей / Под ред. И.В. Кузина / В.А.Бачинин. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015. –С. 116-119. 4.Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство: заметки о русской религиозной антропологии Текст. / Н.К.Гаврюшин // Вопросы Философии. 1996. №5.-С. 140-162. 5.Замалеев А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия Текст. / А.Ф. Замалеев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. - 212 с. 6.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.) — Изд. 3-е, доп. и перераб. Текст. / А.Ф. Замалеев. СПб.: ИТД «Летний сад», 2014.-398 с. 7.Исаков А.А. Эволюция общественного сознания Средневековой Руси и философские идеи в нестяжательстве Текст. / А.А.Исаков // Вестник Чувашского Университета. Гуманитарные науки. № 4. - 2017. - С. 91-96. 8.Лурье. Я.С. К вопросу об идеологии Нила Сорского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XIII. М.-Л., 1957. — С.182-213. 9.Лурье. Я.С. Вопрос об идеологических движениях конца XV- начала XVI в. в научной литературе. // Труды отдела древнерусской литературы. — Т. XV. — М.-Л., 1958. — С.131-152. 10.Прохоров Г.М. Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности Текст. // Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Ко-мельский. Сочинения /Подг. Г.М.Прохоров / Г.М. Прохоров. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2015. –С. 5-43. 11.Столович Л.Н. История русской философии. Очерки Текст. / Л.Н. Столович. М.: Республика, 2015. - 495 с.


Если реферат на тему Нестяжатели и иосифляне: действующие лица и события. Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)