Главная Каталог Малые жанры в системе творчества М. Булгакова.

Малые жанры в системе творчества М. Булгакова.

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Литература
Предмет
Литература
Страниц
30
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


1059 Р
3530 Р
Оглавление
Введение…………………………………..……………………………………….3 Глава 1. Жанровое своеобразие малой прозы М.А. Булгакова………………...6 1.1. Специфика малой прозы М.А. Булгакова…………………………………..6 1.2. Разнообразие жанров «малой» прозы М.А. Булгакова…………………...10 Глава 2. Фельетоны М. Булгакова: проблематика, герои, конфликты……….15 2.1. Анализ фантастического в произведениях Булгакова……………………15 2.2. Проявление метафор как основного средства выразительности………...20 Заключение…………………………………………………….…………………26 Список использованной литературы……..……………………………………29
Введение

Малая проза в современной литературе – это достаточно распространенный термин, который обозначает совокупность прозаических жанров малой формы. Малую прозу олицетворяют новеллы, миниатюры, афористические высказывания, дневники, письма, черновые наброски, записи лекций и бесед и подобного рода произведения. Каждая историко-культурная эпоха может дополнить этот список своими характерными жанрами. Жанр можно охарактеризовать как исторически сложившиеся типы художественных произведений. В 20-е годы прошлого столетия становление жанров определялось отрицанием сложившихся канонов и практик, синтезом различных структурных элементов, принадлежащих к разным жанровым типам. Не пренебрегая использованием достижений великих предшественников, творцы двадцатых годов старались не только копировать их, но и активно расширять и усложнять существующие структуры малого жанра, желая достичь значительного эффекта разнообразными способами. Одним из таких вариантов можно считать создание цикличной прозы. Еще один – это трансформация качественной наполненности жанра в пределах однородного произведения. Для новелл 1920-х годов были характерны два принципа: разделение крупных жанров на формы поменьше и, наоборот, наращивание малой формы при помощи увеличения ее масштабов до более крупного эпического полотна. Кроме того, специфической формой жанра литературы того времени явились: приведение жанра к стандартизации и структуризации в рамках отдельно взятого произведения. Для малой прозы начала века были характерны такие черты как: мобильность, подвижность, емкость и в то же время эпическая объемность, которая достигалась за счет универсальных базовых конструктивных методов: малого объема, присутствие единственного повествователя, единения мотивов, деления текста на сегменты, цикличности сюжета. Цель исследования – анализ жанрового своеобразия малой прозы в творчестве М.А. Булгакова. Творчество Булгакова является одним из крупнейших явлений русской художественной литературы ХХ века. Его дар подарил литературному миру поистине замечательные творения, которые стали отражением не только эпохи времени писателя, но, пройдя сквозь года до нашего времени, стали целой энциклопедией человеческих душ. Как писатель Булгаков развивался очень стремительно. Его творчество разнообразно как по жанрам (фельетоны и рассказы, повести и романы, пьесы и киносценарии), так и по направленности и эмоциональной окрашенности (трагедия и комедия, лирика и юмор, фантастика и философские размышления). Однако для восприятия публики Булгаков всегда остается сатириком, чье бесспорное мастерство достигло невиданных высот в период расцвета сатирико-юмористической литературы еще в XX веке. Нельзя упустить влияние на творческую жизнь Булгакова и в особенности на его малую прозу юмористики Чехова. Это влияние отразилось в стремлении театрализовать булгаковскую прозу: создать на основе фельетона мини-сценку с активным действием, точным диалогом, лаконичной фразой. Вторым следствием явилось стремление Булгакова, так же как и Чехова, максимально обогатить текст современной реальностью, понимаемой читателем. К тому же, моментом, объединяющем двух писателей явилось их внимание к случайному, казусному, юмористичному. Их персонажи — это обычные рядовые люди, погруженные в бытовой, предметный мир. Подводя итог, можно сказать, что наиважнейшей задачей М.А. Булгакова в эпоху отрыва от культурных связей явилось продолжение жанрового писательского ряда. К тому, что писатель был тесно связан с классическими традициями, существовавшими в его эпоху, он еще и творчески перерабатывал их, выступая в одно время и в роли классика, и в роли новатора, создавая этим свой оригинальный художественный мир. Актуальной и перспективной остается по сей день проблема изучения новелл М. Булгакова. Научный интерес представляют выделение новеллистики писателя как отдельной художественной формы, определение художественного своеобразия его произведений малого жанра, постановка данного жанра как экспериментальной площадки для творчества М. Булгакова, где происходило развитие творческого стиля писателя, исследование проблемы его художественного метода среди основных литературных тенденций эпохи. Задачи, которые помогут достигнуть поставленной цели, можно выразить следующими пунктами: - проанализировать специфику малой прозы М.А. Булгакова; - проанализировать разнообразие жанров малой прозы М.А. Булгакова; - выявить важность и необходимость его творческого наследия в современном мире. Объектом исследования является малая проза М.А. Булгакова. Предмет исследования составляют: жанровое своеобразие малой прозы Булгакова и ее влияние на читателей. Методы изучения: аналитический, на основе изучения произведений и их анализа. Структура работы определена содержанием: введение, глава 1 «Жанровое своеобразие малой прозы М.А. Булгакова», глава 2 «Фельетоны М. Булгакова: проблематика, герои, конфликты», заключение, список использованной литературы.

Заключение

Новеллистика М.А. Булгакова является очень весомым и важным пластом творчества, который просто невозможно игнорировать. Данный жанр, если объективно рассуждать, стал так называемой экспериментальной платформой, где писатель испробовал созданную им художественную технику, отразившуюся, впоследствии в произведениях романтизма. В своих новеллах М. Булгаков создал контакт с новейшими художественными тенденциями своего времени. Однако, его отличием от большинства писателей своего времени стали поиски соотнесения подверженным традиционному классическому реализму XIX века методом написания с обновленными принципами реалистичного метода отображения действительности. Техника Булгакова направлена на эстетическое понимание окружающей действительности, её аналитическое исследование и оценку. Потому и часть новеллистического творчества писателя акцентирована на отражение объективной реальности, при которой аналитическая идея двигается: - от натуралистического образа – к открытию в нём парадоксально-абсурдного. («Записки юного врача», «Похождения Чичикова»); - от психологического образа – к постижению в нём абсурдно-апокалиптического («Ханский огонь», «Я убил», «Красная корона»). Так же, в связи с тем, что в обществе происходили радикальные изменения, по сравнению с XIX веком, которые открылись писателю в годы революции и гражданской войны, Булгаков считал нужным внести существенные изменения в принципы самопознания, в эстетику освоения действительности, оценку и моделирование реальности. Те, что ранее начали вырабатывать методы классического реализма. Такое отображение трансформируется в преображение реальности, проходящее [7, c. 33-38]: - по традиционным, классическим парадигмам (романтизм, реализм), в основу которого положен принцип романтического и реалистического гротеска, с «допуском» деформации реальности с тем, чтобы вскрыть её безумное, алогичное содержание. - преображение реальности с учётом опыта неклассических систем: символизма: предание релятивистского характера образу; - импрессионизма, в котором мир представлен как впечатление, с попыткой сохранить живость, непосредственность увиденного; экспрессионизма, создающего образ мира как состояние человека, пребывающего внутри хаоса. Выбирая иррациональность, свойственную таким системам в качестве основополагающего структурного принципа для создания апокалиптического образца мира, писатель все еще избегает принципа прямого модерна. Даже в самых нерациональных своих рассказах Булгаков всегда, в первую очередь, следует объективной реальности, прорабатывает систему реалистических мотивационных критериев (конкретно-исторических обстоятельств, психологического состояния героя, взаимодействия характера и обстоятельств), а после, опираясь на взятую основу и трансформируя ее, Булгаков создаёт свои невероятные новеллистические образы в каждой типологической группе рассказов. Привнесенные методы, создавшие индивидуальную художественную систему писателя (фантастика, сны, случайность, мистический компонент и т.д.) принимаются читателем как черты, носящие релятивистский характер и вступающие в противоречие с реальной жизнью. Но в новеллах Булгакова взаимодействие фантастического и обычного, существующего и преображенного, сиюминутного и постоянного становится методом познания правды. На таких взаимодействиях и строится динамичный, с бескрайним горизонтом и, в то же время, цельный образ мира, который стал наглядным воплощением авторского познания реальной действительности и эстетического суда над ней. Подводя итог, становится понятно, что поэтика новелл М.А. Булгакова отражает явную печать удачного взаимодействия реализма и модернизма. Отшлифованные в системах модерна приемы – фантасмагория, поэтика сновидений, игровой компонент – служат методом запечатления хаоса исторической реальности. К тому же, в модернистских приёмах писатель пользуется их познавательно-оценочным потенциалом. Это выражается проникновением во внутренний мир человека, в его подсознание. И после обретает актуальность в системе эстетического видения и художественного освоения мира Булгакова. На сегодняшний день можно судить о том, что писателю се таки удалось достичь невероятно успешных способов взаимодействия поэтики, связанной с разными типами культуры и вынести из этого взаимодействия максимальный смысловой эффект. Писатель многообещающе обогатил портфель художественных приёмов новеллы и, в результате, добился существенной трансформации самого этого жанра и перемен в художественной философии, в формировании понимания человека и отношений с миром.

Список литературы

1. Бабичев Ю. Жанровые особенности комедии М. Булгакова 20-ых годов. Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования: - Вологда: Изд-во Вологодского пединститута, 1982. – 175 с. 2. Брызгалова E.H. Русская сатира и юмористика начала XX века. Тверь, Тверской гос. университет, 2002. – 203 с. 3. Булгаков М.А. Малое собрание сочинений. – Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 829 с. 4. Витковская Л.В. Когниция и образ автора в интерпретации смысла. Литературоведение XXI века. – Москва: КНОРУС, 2016. – 332 с. 5. Воздвиженский В. Путь М. Булгакова и его истолкование / В. Воздвиженский // Вопросы литературы. – 1984. – 533 с. 6. Кривошейкина М.С. Функции заголовочного комплекса в гудковских фельетонах М.Булгакова // Слово. Выпуск 2. - Тверь, 2004 – 239 с. 7. Малярова, Т.Н. О чертах гротеска у раннего Булгакова / Т.Н. Малярова // Учён. зап. Пермского ун-та. - Пермь, 1970. – 241 с. 8. Мягков, Б. Булгаковское варьете. - Фантазия и реальность / Б. Мягков // Нева. – 1985. – 242 с. 9. Нинов, А. Михаил Булгаков и мировая художественная культура / А. Нинов // Искусство Ленинграда. – 1991. – 176 с. 10. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: Аспект-пресс, 2003.-222 с. 11. Петренко А.Ф. Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического. – Пятигорск, 2000. – 201 с. 12. Плаксицкая Е.А. Сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова. – Елец, 2004. – 199 с. 13. Пономарева Е.В. Жанровый синкретизм малой прозы 1920-х годов // Вестник ЮУрГУ. – № 7 (47). – 2005. – 188 с. 14. Садыхова С.А. Творчество М. Булгакова-сатирика: Монография. – Баку, 2007. – 132 с. 15. Татаринова JI.E. История русской литературы и журналистики XVIII века. М.: Просвещение, 1975. – 645 с. 16. Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – 592 с. 17. Яновская, Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова / Л.М. Яновская. - М.: Сов. писатель, 1983. – 319с. 18. Фокин А.А. Русская литература ХХ века. Учебное пособие: Изд-во СКФУ, 2014. – 214 с. 19. Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург: Уральск, гос. ун-т, 2003. – 330 с. 20. Шатин Ю.В. Русская литература в зеркале семиотики. – Москва: Языки славянской культуры, 2015. – 343 с. 21. Яблоков Е.А. Текст и подтекст в рассказах М.Булгакова. — Тверь, Тверской гос. университет, 2002. – 238 с. 22. Золотарев И.Л. Концепция фантастического в реализме русских писателей (30-е - 90-е годы XIX века) – Орел : Картуш, 2014. – 269 с.


Если курсовая работа на тему Малые жанры в системе творчества М. Булгакова. Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)