История развития джазового вокального искусства
- Тип работы
- курсовая работа
- Группа предметов
- Искусство
- Предмет
- История искусств
- Страниц
- 30
- Год сдачи
- 2023
Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)
Один из древнейших видов музыкального исполнительства – передача средствами певческого голоса идейно-образного содержания музыкальных произведений. Профессиональное вокальное искусство, хорошо известное еще в античном мире, со временем выразилось в академическом исполнительстве. Новое явление в музыке возникло в США на стыке двух культур и завоевало весь мир. С зарождения в недрах блюза началась ассимиляция неакадемических культур самых разных народов мира и фактически возникла современная неакадемическая музыка как качественно новое явление, подобного которому еще не знала мировая музыкальная культура. Эта музыка и по своим нормативам, и по самому духу оказалась антиподом академической музыке. Для джаза характерны метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента, скэт-исполнение. Так в академической традиции певцы должны перевоплощаться в новый сценический образ, а в джазе они должны демонстрировать собственную интерпретацию темы. Вот почему каждый джазовый певец должен иметь свой собственный саунд и репертуар. И невозможно представить, что бы исполнитель запел чужой репертуар в чужой интерпретации. Это и заставляет каждого джазового вокалиста искать свой неповторимый саунд, соответствующий его характеру и индивидуальности. Джазовый вокал фактически и начался с неповторимого пения Луиса Армстронга в 20-х годах прошлого столетия. Пройдя вековую историю джазовый вокал, завоевал прочные позиции в музыкальной жизни, особенно ярко проявляясь на эстраде. Актуальность темы исследования заключается в аналитическом исследовании такого исполнительского направления как джаз, со временем прочно закрепившегося на эстраде. Сегодня эстрадный и джазовый вокал тесно переплетаются в творчестве многих исполнителей, успешно дополняя и раскрывая друг друга. Джаз-вокалисты выделяются на фоне своих коллег сильным голосом с большим рабочим диапазоном, имеют отлично развитый гармонический и мелодический слух. Кроме того, исполнители, избравшие такую вокальную специализацию, владеют искусством вокальной импровизации на профессиональном уровне и умеют применять на практике специфические приемы звукоизвлечения, свойственные джазу. Эстрадно-джазовый вокал вырос на стыке двух направлений, нашедших отражение в его названии. И сегодня эстрадно-джазовое вокальное исполнительство решает эстетические и культурные задачи своего времени новыми выразительными средствами, работает над поиском техник отражающих дух современности в искусстве. Теоретической основой для написания работы была научная литература — труды авторитетных специалистов, деятелей культуры и искусства, таких как: Багабуров В., Барбан Е., Баташев А. Н., Верменич Ю., Зайцев Г.Б., Кинус Ю.Г., Липец Е.Ю., Морозов В.П., Паниотова Т.С., Провозина Н.М., Скороходов Г. и др., была изучена общая и специальная литература, статьи и материалы методических пособий. Объект исследования – вокально-джазовое исполнительство. Предмет исследования – история вокального эстрадно-джазового исполнительства. Цель исследования сводится к анализу возникновения и развития вокального джазового исполнительского направления в рамках эстрадного жанра. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Описать развитие вокального исполнительства и виды вокала; 2.Рассмотреть понятие и особенности джазового исполнительства; 3.Описать историю развития вокального эстрадно-джазового исполнительства; 4.Проанализировать современное развитие вокального эстрадно-джазового исполнительства на примере выдающихся певцов современности. Объем и структура курсовой работы: работа состоит из двух глав. Во введении обосновывается актуальность темы, намечаются основные цели и задачи исследования. В первой главе рассматривается теоретические основы вокального эстрадно-джазового исполнительства. Вторая глава посвящена исследованию современного развития вокального эстрадно-джазового исполнительства. Завершает работу заключение с выводами о рассмотренных вопросах, список использованной литературы и приложение.
С того момента как джаз проник на эстрады мира, широко внедряя в жизнь новую эстетику, и родился особый пласт культуры XX века, бросивший вызов многовековым традициям европейского музыкального творчества. Исходя из исторических реалий джазового процесса, его существования в самом широком виде на концертной эстраде, фестивалях, в звукозаписи, процессе обучения, можно дать определение этого явления: «Джаз – это разновидность музыкально-импровизационного искусства, объединившая в органическом единстве традиции музыкальных языков и культур разных народов Земли» (А.Н. Баташев). Американский джаз – это «золотой фонд» мировой джазовой музыки, наиболее сложный и многообразный в жанровом и стилевом отношении, возникший на стыке двух диаметрально противоположных культур – музыкальной культуры афроамериканцев и переселенцев Старого Света. На протяжении многих десятилетий джаз породил большое разнообразие стилей и ответвлений: коммерческий джаз 20-х годов; «горячая («hot») разновидность его, воспроизводящая импровизационность народного афро-американского музицирования; популярный танцевальный «свинг» («swing»); «классический», новоорлеанский вариант джаза; «би-поп» («be-pop»), пришедший из латиноамериканских районов; интеллектуальный «холодный («cool») джаз; «третье течение», объединяющее черты джаза и симфонической музыки; «свободный джаз» (free jazz); новейшая «джаз-опера» и другие. История развития вокального эстрадно-джазового исполнительства отражает и характеризует различные стороны духовной жизни XX века. Эстрадно-джазовый вокал — это одна из манер пения, базирующаяся на афроамериканской традиции. Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца, а особенные качества джазовой манеры исполнения формируют характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества и джазовая фразировка. Эстетическими корнями джазового вокала считается афроамериканский фольклор, а именно музыкальные жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в конце XIX в. в США: блюз (blues), спиричуэл (spiritual), уорк-сонг (work song — рабочие песни), баллада. Данные вокальные жанры обогатили джаз выразительными исполнительскими приемами, которые в дальнейшем стали неотъемлемыми для джазового пения. Таким образом, исследуя мировую практику джазового пения, можно сделать вывод, что одной главных особенностей джазового вокала является скэт — фонетическая импровизация, во время которой исполнитель использует не слова или фразы, а отдельные слоги, не несущие вербального смысла. Джазовая импровизация вокалистов музыкальной эстрады – это процесс творческого воплощения музыкального произведения в момент непосредственного исполнения выразительными средствами скэт-вокала, сущность которого заключается в создании оригинального замысла исполняемого произведения, обладающего объективной и субъективной новизной, а специфика проявляется в особых способах его реализации: особенностей звукоизвлечения и тембрового звучания с нисходящими глиссандо 3 и 7 ступеней, наличия свинга, акцентирования, триольной пульсации метрической доли, выразительности вокально-слогового интонирования в рамках структурной схемы пьесы.
1. Багабуров В. Очерки по истории вокальной методологии / В. Багабуров. — М.: Искусство, 2016. - 562 с. 2. Барбан Е. Джазовые опыты / Е. Барбан. — Санкт-Петербург, 2019. — 339 с. 3. Баташев А. Н. Советский джаз: ист. очерк. / А.Н. Баташев. — М.: Музыка, 2017. — 175с. 4. Бержеро Ф. История джаза со времен бопа / Франк Бержеро, Арно Мерлин. — М.: АСТ-Астрель, 2010. — 160 с. 5. Верменич Ю. Джаз. История. Стили. Мастера / Ю. Верменич. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011. – 608 с. 6. Гершуни Е.П. Рассказываю об эстраде. / Е.П. Гершуни. — Санкт -Петербург: Искусство, 2019. – 201 с. 7. Зайцев Г.Б. История джаза: учеб. пособие / Г.Б. Зайцев. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2010. – 325 с. 8. Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. / С.С. Клитин. — М., 2010. – 517 с. 9. Кинус Ю.Г. Джаз: истоки и развитие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 453 с. 10. Козлов А. С. Джаз, рок и медные трубы / А.С. Козлов. — М.: Эксмо, 2018. – 764 с. 11. Коллиер Дж.Л. Становление джаза: популярный исторический очерк / Дж. Л. Коллиер; перевод с англ. и общ. ред. А. Медведева. – М.: Радуга, 2016. – 297 с. 12. Конен В. Пути американской музыки / В. Конен. — М.: Кнорус, 2017. – 366 с. 13. Конен В. Дж. Рождение джаза / В.Дж. Конен. – М.: Музыка, 2017. – 310 с. 14. Корякина А.В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих / А.В. Корякина. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2012. – 19 с. 15. Кочнева И. Вокальный словарь. - С.-Петербург, 2018. – 692 с. 16. Липец Е.Ю. История искусств: учебное пособие / Липец Е.Ю., Чичина Е.А., Тараева Г.Р., Стопченко Н.И., Коробова Г.А., Штомпель Л.А., Корсикова Л.И., Драч Г.В., Паниотова Т.С., Кузнецова А.В. — Москва: КноРус, 2017. — 676 с. 17. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. — М.: Музыка, 2012. – 403 с. 18. Мошков К.В. Блюз. Введение в историю / К.В. Мошков. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2010. – 317 с. 19. Мошков К.В. Великие люди джаза / К.В. Мошков. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2017. - 736с. 20. Паниотова Т.С. История исполнительского искусства. — Москва: КноРус, 2019. — 676 с. 21. Провозина Н.М. История джазовой и эстрадной музыки: учеб. пособие / Н.М. Провозина. - Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2012. — 195 с. 22. Симоненко В.С. Лексикон джаза / В.С. Симоненко. - Киев: Муз. Украина, 2018. - 119 с. 23. Скороходов Г. Звезды советской эстрады / Г. Скороходов. — М.: Юрайт, 2016. – 302 с. 24. Фейертаг В. История джазового исполнительства в России / В. Фейертаг. — Санкт-Петербург: СКИФИЯ, 2010. — 308 с. 25. Чугунов Ю.Н. Эволюция гармонического языка джаза: учеб. пособие для ВУЗов / Ю.Н. Чугунов. – М.: Музыка, 2015. – 294 с. 26. Щеткин Ю. Основы джазового языка. Учебное пособие / Ю. Щеткин. – Пенза: Эмузин, 2015. – 358 с.
Если курсовая работа на тему История развития джазового вокального искусства Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)