Главная Каталог Историческая изменчивость образа человека в художественной литературе.

Историческая изменчивость образа человека в художественной литературе.

Тип работы
реферат
Группа предметов
Литература
Предмет
Литературоведение
Страниц
15
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


600 Р
2620 Р
Оглавление
Введение……………………………………………………………….. 3 Основная часть………………………………………………………... 7 Заключение……………………………………………………………. 14 Список использованной литературы………………………………… 15
Введение

Принципиальная антропоцентричность литературы обусловливает главенствующее положение в ее системе координат образа человека. Об этом писал академик Д.С. Лихачев: «Человек всегда составляет центральный объект литературного творчества» . Обусловленное особенностями культурно-исторической эпохи, актуальной для того или иного этапа концепцией личности и мира, осмысление образа человека воплощалось и продолжает воплощаться в самых разных художественных вариантах. Как пишет А.Н. Андреев: «Разные эпохи, по-разному понимали соотношение искусства и действительности, располагали разными принципами эстетического моделирования личности» . Невозможно не обратить внимание на терминологическую синонимию таких понятий, как «образ человека», «человек в литературе», «герой» и т.д. Так, например, Н.И. Николаев Н.И. предлагает трактовать термин «герой литературного произвдения» через совершаемый им поступок: «Литературный герой – это совершающий” активно-ответственный поступок”, независимо от того, как этот поступок оценивается» . Такой взгляд на героя литературного произведения позволяет исследователю оставаться индифферентным той или иной эпохе. Интересный обзор развития образа человека в литературе предлагает в учебном пособии «Психологизм в литературе» (2009) О.Б. Золотухина. По мнению автора, способ изображения человека в художественном тексте обусловливается той или ной моделью типизации – способом переработки жизненного материала в художественно-эстетический. На основе «конструирования» по определенной модели исследователем предлагаются следующие исторические «формы персонажеобразования»: - персонаж-маска (в архаической и фольклорной литературе); - тип (литература классицизма - середина XIX в.) способ художественного воссоздания человека, при котором его индивидуальная многоплановость заменяется «воплощением… какой-то одной черты, одного повторяющегося свойства» . - характер (реализм XIX века) – модель создания образа многопланового персонажа, наделенного индивидуальными чертами. О.Б. Золотухиной выделяются некоторые разновидности характера: характер-тип (термин С.Е. Шаталова) / «социально-психологический тип» (В. Гудонене); характер-личность (индивидуализированный и многогранный характер); - «внехарактерная» личность – модель нереалистического персонажа, утратившего характерологическую цельность. Характер воспринимается как социальная маска, прикрывающая духовно-психологическую сложность человека. - «внехарактерный образ» – тип художественной репрезентации человека с разорванным сознанием. Его разновидности: - образ «внутреннего человека», явленный в своей интровертированности, через поток состояний (в литературе «потока сознания», «неоромане», антидраме); - «калейдоскоп масок» (постмодернистский роман). Стоит признать, что развитие структуры персонажа во многом обусловливается линии психологизации литературы. Очертить универсальную модель личности в художественной литературе представляется трудновыполнимой задачей. Но исследователи русской литературы всегда пытались каким-то образом охарактеризовать данное явление. Показателями личности могут выдвигаться нравственные поступки, комплексность (тела, психики и сознания); многоуровневость (Эткинд), многомерность «путаницеы» мыслей, чувств, поступков (А.Н. Андреев) и т.д. Во всей полноте такую структуру личности представил Л. Толстой: «Знаменитая толстовская “диалектика души”, “текучесть сознания” есть не что иное, как перекрещивание мотивов разных сфер <…> противоречия между мотивом и мотивом, мотивом и поступком, неадекватность поведения и желаний, влечений» . Интерес современных исследователей к проблеме изучения исторической изменчивости образа человека в художественной литературе свидетельствует о ее непреходящей актуальности. В силу масштабности и неохватности материала, связанного с обозначенной темой, попробуем сконцентрировать свое внимание на основных этапах становления образа человека в истории русской литературы. Соответственно, цель данного реферата – описать основные особенности развития образа человека на разных этапах истории русской художественной. Многосложность вопроса позволяет наметить только некоторые аспекты изображения человека в разные периоды литературного развития, проиллюстрировав положения на примере некоторых текстов. Задачи настоящего исследования следующие: - охарактеризовать логику представления образа человека в литературе сентиментализма; - описать принципы создания образа человека в классицистическом литературном дискурсе; - представить специфику образа человека в натурализме; - раскрыть некоторые особенности моделирования образа человека в классицистической традиции; - сформулировать закономерности конструирования образа человека в реализме; - отметить общие черты образа человека в литературе модернизма; - проговорить тенденции описания образа человека в постмодернистском направлении. Объектом исследования является изображение человека в разных литературных направлениях-эпохах. Предмет исследования – закономерности и способы изображения человека в классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме, модернизме, постмодернизме и в современной литературе. Методология исследования опирается на историко-литературный и проблемно-тематический подходы. Теоретико-методологической базой стали учебные пособия по литературоведению, монографии и избранные статьи.

Заключение

Краткий обзор специфики изображения образа человека в истории художественной литературы указывает на его динамический, открытый и сложный характер. Именно человеку суждено решать вопросы, связанные с историей, культурой, философией, вечностью. И именно литература (наряду с философией и психологией) пытается улавливать и фиксировать все разворачивающиеся изменения. Различные художественно-эстетические системы устанавливают свою логику создания образа человека. При этом очевидна сложность и неоднозначность природы того или иного литературного направления. В нашем небольшом обзоре не затрагивались переходные явления в истории литературы (предромантизм, например). Кроме того, нами на оговаривались синтетические явления литературных направлений (переплетение реализма и сентиментализма, например) и факты полемических отталкиваний. Изучение проблемы исторической изменчивости образа человека в художественной литературе предполагает кропотливую работу по непрерывному сравнению с предшествующими художественными традициями.

Список литературы

1. Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения: учеб. пособие для студ. вузов / А.Н.Андреев. – Минск: НМЦентр, 1995. 2. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 3 т. М., 1948. 3. Золотухина О.Б. Психологизм в литературе. Пособие по одноименному спецкурсу для студентов специальности 1-21 05 02 – Русская филология / О.Б. Золотухина. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2009. – Электронный источник. Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/psihologism_lit/index.htm 4. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература – 1950-1990-е годы. Электронный ресурс. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1oKeSMFxEdd_rR4hXutDLWcYbsxQ3o_Qn/view 5. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. Т. 3. Л., 1987. 6. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVII века // Из истории русской культуры XVIII-XIX вв.: в 5 т., Т. 4, М., «Языки русской культуры», 1996. 7. Макаров Д.В. Идея преображения человека в русской духовной культуре (от религии к художественной литературе // Личность. Культура. Общество.2007. Вып. 4(39). С. 233-240. 8. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста / В.А. Маслова. – Минск, 1997. – 156 с. 9. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997. – 912 с. 10. Николаев Н.И. Литературный герой в мире его поступка // Дискуссия. Филологические науки. - № 3 (21) март, 2012. – С. 173-176. 11. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе русского Просвещения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Екатеринбург, 2010. – 55 с. 12. Прохорова Т.Н. Проза Петрушевской как система дискурсов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Казань, 2008. – 48 с. 13. Созина Е.К. Эволюция русского реализма XIX в.: семиотика и поэтика. Электронный ресурс. Режим доступа: http://doc.knigi-x.ru/22filologiya/437109-1-e-sozina-evolyuciya-russkogo-realizma-xix-v-semiotika-poetika-utverzhdeno-redakcionno-izdatelskim-sovetom-universiteta.php 14. Старосельская Н. Современная драматургия, 1992. № 1. С. 197. 15. Теория литературы. В 3-х т. Т. 2. М., 1964 16. Тихомиров В.В. Эстетика натуральной школы и ее традиции в критике «шестидесятников» // Документальное и художественное в литературном произведении. Иваново, 1994. – С. 5-18. 17. Успенский Б.А. Избранные труды: В 2 т. Т. 1, М., Гнозис, 1994. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=680882 18. Хализев, В.Е. Теория литературы: учеб. / В.Е. Хализев. – М.: Высш. шк., 1999. – 398 с. 19. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/filosofiya/204118/fulltext.htm


Если реферат на тему Историческая изменчивость образа человека в художественной литературе. Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)