Главная Каталог Государство и церковь

Государство и церковь

Тип работы
курсовая работа
Группа предметов
Право
Предмет
Теория государства и права
Страниц
35
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


1059 Р
3620 Р
Оглавление
Введение 3 1.Диалог церкви и государства: проблема интерпретации 5 1.1.Теоретические позиции ученых на взаимосвязь государства и религии 5 1.2.Роль религии в светском государстве 14 2. Роль православной церкви в государстве 20 2.1.Исторические вехи взаимодействия православной церкви с государством в России 20 2.2.Влияние православной церкви на государство 24 Заключение 35 Список литературы 36
Введение

Традиционно на протяжении многих веков диалог церкви и государства в большинстве стран мира характеризовался серьезным влиянием церкви на все значимые сферы социальной жизни. Раскрывая теократические основания институционализации ценностного диалога церкви и государства в современных обществах, автор акцентирует внимание на выяснении причин духовно-нравственного кризиса западной цивилизации. Церковь предпринимает попытку переосмыслить роль и место религии в современном обществе в соответствии с нравственными традициями европейского сообщества в противовес глобализационным процессам. Сегодня исследуется сложный комплекс вопросов, связанных с ролью и статусом христианской религии в современном мире, в частности в противоречивых процессах модернизации на постсоветском пространстве. Однако, несмотря на этот исследовательский интерес, ряд актуальных вопросов, связанных с феноменом новейшего религиозного ренессанса, остается недостаточно проясненным и системно не изученным. Среди них явно доминирует проблема взаимодействия церкви и государства в условиях глобализирующегося мира и востребованности модернизационных ценариев развития в различных странах и регионах планеты. Проблема приобретает новые грани актуальности в контексте идеологии глобализма, провозгласившей тезис об исторической исчерпанности базовых компетенций национальных государств и их вытеснении транснациональными структурами на периферию современной жизни. Последние события и проблемы мировой социодинамики, ее экономические и геополитические трансформации все более свидетельствуют о принципиальной несостоятельности этого необоснованного радикализма глобалистской идеологии относительно роли и функций национальных государств в эпоху постмодерна и нарастания глобальной нестабильности. Цель работы в выявлении особенностей взаимодействия государства и религии. В данной работе определены конкретные цели и сформулированы соответственно задачи: - рассмотреть теории взаимозависимости государства и права; - проанализировать роль религии в светском государстве; - определить значение православной церкви в государстве. Объект исследования работы – религиозные правоотношения. Предметом исследования данной работы является совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, в сфере религии. Теоретико-методологическую и информационную основу работы составили работы отечественных ученых по вопросам религии и права в теории государства права. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Проблема взаимосвязи светской и духовно-религиозной власти, которая на институциональном уровне конкретизируется в форме диалогических взаимоотношений государства и церкви, актуальна для современного общества. В XX в. проблема взаимосвязи светской и духовной власти, государства и церкви стала предметом специального исследования как в политической теологии, так и рамках консервативной идейнополитической традиции. Современные светские нормы морали, как и большая часть законов, регулирующих отношения людей в обществе, в большинстве случаев базируются на упрощенном понимании религиозных норм, в частности христианских. Нравственность, основанная на религиозном чувстве, низводится до уровня личной свободы выбора той или иной мотивации поведения отдельного человека. Опыт духовной жизни, организованной на принципиальной открытости сознания человека к конструктивному диалогу с новыми духовными знаниями, который не сводится к переосмыслению жизненных предыдущих ситуаций, сегодня чаще всего представляется, – к примеру, в формулировке У. Эшби, – как «операция над прошлым». Естественно, усеченный односторонний анализ существующего богатства мирового культурного наследия приводит к системным ошибкам при моделировании общественных и личностных отношений. Модель, не учитывающая проблему восстановления жизнью оправданных связей в обществе, работает в том же направлении, что и представления, приведшие к катастрофе ХХ в. Если в чьей-то практике понятийные универсалии входят в противоречие с «естественными» мотивами поведения, то тем хуже для универсалий. Как ни трагично, – исторический опыт показывает, – даже смерть близких людей, единомышленников, боевых товарищей не является достаточным условием для пересмотра понятийных ориентиров, пригодных для совместного конструктивного дела. Еще раз приходится обратить внимание, что речь, как один из видов моделирующих систем, напрямую зависит от выбранного вида деятельности в качестве доминанты развития жизни. Естественно возникает вопрос, как найти то общее дело, совместно совершаемое, что даст нам возможность устанавливать язык достоверного миролюбивого общения друг с другом? Выход здесь один, он указан как основание для практики РПЦ: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5, 44; Лк 6, 27–35). Для РПЦ это не фигура речи. По благословению Патриарха Кирилла неоднократно осуществлялись акции по доставке гуманитарной помощи, в частности, в зоны, пострадавшие от бесчинств искателей «своего». Важно, что в этой благотворительности принимали участие лидеры идеологически разнородных течений исламского мира. Эта практика, хотя и достаточно ограниченная по своим как политическим, так и экономическим ресурсам, может находить позитивные отклики в противостоящих идеологических течениях. Тот же исторический опыт подсказывает, что формирование научных понятий происходит не раньше, чем совершается становление понятий житейских. А ведь любое понятие есть продукт обобщения личного опыта, приобретаемого в коллективном труде, ориентированного на достижение достоверного общественно значимого результата. РПЦ считает, что старые русские сказки о героях-молодцах, забредших к Бабе-яге, имеют непререкаемый позитивный конструктивный смысл, годный для решения современных опасных для самой жизни конфликтов: ты сначала напои, накорми, а потом и о деле спрашивай. Похоже, никаких новых данных, раскрывающих глаза на мир, нам предложить не удается. Можно лишь постараться воспользоваться остатками традиционных максим, которые еще не совсем затерты постмодернистскими потоками сознания. Подведем итог. В условиях мировоззренческого эклектизма и одновременного обострения идеологических конфликтов большая ответственность лежит на Церкви, которой определенно есть что противопоставить напору растущей бездуховности. Церковное мнение, выраженное в практической деятельности, подтверждает, что и в современном обществе может и должна быть достигнута согласованность между сферами духовной и материальной жизни. Обращаясь к социальной концепции РПЦ, нетрудно заметить, что этот документ в определенном смысле обозначает раздел сфер влияния на материальные – внешние, заботу о которых берет на себя государство, и на духовно-нравственные, где ответственность берут на себя общество и Церковь, если не в масштабах всего общества, то, по крайней мере, большей его части, в организации преемственности жизнеспособных, актуальных традиций. Моделирование развития общества, построенное на учете личностных и общественных потребностей, проверенных на церковной практике организации стабильной государственной жизни, представляет достаточно надежную перспективу. Безусловно, для продуктивного использования этого опыта потребуется продуманный перевод описания прежних определяющих общественное развитие доминант на язык, учитывающий последние достижения науки, при этом без утраты исторически проверенных достоверных перспектив.

Список литературы

1. Аристотель. Категории. Гл. 4. URL: https://profilib.net/chtenie/33098/aristotel-kategorii.php (дата обращения: 11.06.2019). 2. Аристотель. Метафизика. Кн. первая, гл. 1. URL: http://www.100bestbooks.ru/files/Aristotel_Metafizika.pdf (дата обращения: 11.06.2019). 3. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. М., 1998. 294 с. URL: http://www.dissercat.com/content/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-vpolitike-sovetskogo-gosudarstva-v-1943-1948-gg (дата обращения: 11.06.2019). 4. Веблен Т. Теория праздного класса. М. : Прогресс, 1984. 194 с. URL: http://library.fa.ru/files/Veblen.pdf (дата обращения: 11.06.2019). 5. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М. : Прогресс, 1987. 368 с 6. Гаджиев К. С. Политическая философия. М., 1999. 605с. 7. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М., 1993. 144 . 8. Козловски П. Общество и государство : неизбежный дуализм. М., 1998. 367 с. 5. Schmitt C., Eberhard M. Glossarium : Aufzeichnungen der Jahre 1947–1951. Berlin, 1991. 364 S. 6. Шмитт К. Политическая теология : сб. М., 2000. 333 с. 9. Шмитт К. Понятие политического // Политология : хрестоматия / сост.: М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks Polit/Hrestom/02.php (дата обращения: 22.02.2018). 10. Федорова М. После Французской революции секуляризм не имел сильной альтернативы : интервью / беседовала Л. Ульянова // Русская idea. URL: http://politconservatism.ru/interview/posle-frantsuzskojrevolyutsii-sekulyarizm-ne-imel-silnoj-alternativy (датаобращения: 11.06.2019). 11. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность : социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. 366 с. 10. Щёкин Н. С. Диалог церкви и государства : от традиции к современности. Минск, 2017. 205 с. 12. Поппер К. Открытое общество и его враги : в 2 т. Т. 2 : Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992. 525 с.


Если курсовая работа на тему Государство и церковь Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)