Главная Каталог Гносеология и этика Канта

Гносеология и этика Канта

Тип работы
реферат
Группа предметов
Философия
Предмет
Философия
Страниц
22
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


600 Р
1510 Р
Оглавление
Введение 3 1. Философия И.Канта в «докритический « и «критический» период 5 1.1. «Докритический период»: вопросы естествознания 5 1.2. Основные черты «критической» философии. Три критики И.Канта 6 2. Теория познания И. Канта 8 2.1. Основные аспекты теории познания 8 2.2. Явление и «вещь в себе» 11 3. Этическая теория 13 3. 1. Понятие автономии воли и практического разума 13 3. 2. Категорический императив и этика долга 14 3.3. Антиномия добродетели и счастья 17 Заключение 20 Список использованной литературы 22
Введение

С древнейших времен философия стремится уяснить суть познавательного отношения человека к миру, природу его познавательной деятельности. Гносеология (от древнегр. gnosis — гносис, познание) — представляет со-бой раздел философии, изучающий закономерности развития познания и его формы, возможность и границы познания, а также условия его достоверности и истинности. К ключевым проблемам гносеологии относятся проблемы познаваемости мира, истины и ее критериев, структуры процесса познания, познавательных способностей человека, методов познания, научного познания. В широком понимании, гносеология представляет собой учение о позна-нии, его основаниях, возможностях и границах. Основной круг гносеологической проблематики составляют такие про-блемы как структура познавательного процесса, интерпретация субъекта и объ-екта познания, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов по-знания и др. И поэтому огромное значение представляют именно работы Иммануила Канта, который и являлся преимущественно гносеологом, а также основопо-ложником немецкой классической философии. Главные периоды жизни философа И.Канта ознаменованы переломными и кульминационными моментами внутренней эволюцией его творчества: «докри-тический» (1746-1769гг) и «критический» (1770-1797гг). Уже в «докритиче-ский» период у И.Канта начали складываться те понятия, которые легли в осно-ву его более зрелых учений. Именно в этот период И.Кантом признается воз-можность умозрительного познания вещей, и также он занимается проблемами естествознания, выдвинув гипотезу об образовании планетной системы из пер-воначальной «туманности». Идеи Просвещения распространившись в высших слоях государственных чиновников и буржуазии, способствовали подъему университетской жизни как в академическом, так и организационном аспектах. И.Кант был близок философам Просвещения и стремился к утверждению свободы человека, но в определенный момент он дистанцируется от интеллектуального атеизма философов-просветителей. Современные исследования кантовской этики – это попытка найти другие способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической эти-ки. Критическая этика И.Канта своим отправным пунктом имеет осознание практики, воплощающей разумное поведение человека. Подобно тому, как тео-ретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного зна-ния, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона явля-ется одной из существенных проблем осмысления кантовской практической фи-лософии. Объектом настоящей работы является философия И.Канта. Предмет исследования настоящей работы – гносеология и этика в фило-софии И.Канта. Целью настоящей работы – изучение основных направлений в философии И.Канта. Для достижения поставленной в настоящей работе цели необходимо ре-шить круг следующих задач: - анализ «докритического» и «критического» периода в философии И.Канта; - рассмотрение основных положений теории познания И. Канта; - характеристика этической концепции И. Канта. Структурно настоящая работа представляет собой: введение, три главы, включающие в себя 7 параграфов, заключение и список использованной литера-туры.

Заключение

Философская теория познания возникает в античные времена. Для древ-них философов был свойственен созерцательный образ жизни, основанный на теоретических размышлениях. В научных занятиях по исследованию сути вещей и их первопричин они видели высшее наслаждение. В силу этого гносеология в Древней Греции оформляется как учение, прежде всего, о научном познании, а затем уже о познании в целом. И.Кант является одним из величайших философов, который первым обос-новал творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышле-ния и деятельности, показавший, что сами предметы в процессе человеческой деятельности вынуждены сообразовываться с человеческим познанием и его ре-зультатами, а не наоборот. Гносеологически И.Кантом обосновал человеческую свободу, доказав, что человек в принципе способен производить новое – в тео-ретической, и практической деятельности Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находит в нашем разуме доопытные (априорные) формы, заранее данные условия всяко-го познавания; поэтому, прежде всего надо исследовать эти неэмпирические условия эмпирического знания, и такое исследование Кант называет трансцен-дентальным (познание независимых от опыта явлений). Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практиче-ского разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что человек должен быть нравственным существом, воля предписывает ему постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, напри-мер, свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим. Среди последних своей несокрушимой требовательностью вы-деляется категорический императив, повелевающий человеку поступать нрав-ственно, как бы ни влияли эти поступки на его личное благополучие. И. Кант считал, что нужно быть нравственными ради самой нравственности, доброде-тельными – ради самой добродетели, а исполнение долга само по себе составля-ет цель хорошего поведения. Философия И. Канта как начало философии теоретического познания и создания философских систем оставила последующим философам целую иссле-довательскую программу. Она включает в себя новое осмысление познаватель-ной деятельности и субъекта как активной стороны познания, организующую роль априорных понятий, начало диалектики теоретического мышления. Как гнесеолог И.Кант, стоял на позициях субъективного идеализма и агно-стицизма, но в тоже время его субъективный идеализм, в отличие от классиче-ского субъективного идеализма, не мешал признавать существование независи-мых от нашего сознания вещей и явлений. Согласно теории познания И.Канта чувства человека не связующие звенья между сознанием и объективным миром, а преграда между ними. И.Кант чувствовал этот разрыв между чувствами и ра-зумом, утверждаемый им помимо своего же желания. Именно критической фи-лософии И.Канта начинаются теория научного познания, диалектика, становле-ние теоретической этики и эстетики. И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что, не смотря то, что у И.Канта оказалось немного прямых последователей, значение его для современ-ной философии сложно переоценить, ведь основные принципы и идеи его фило-софии послужили основанием становления и дальнейшего развития классиче-ской немецкой философии в частности, а также оказали влияние и на филосо-фию в целом.

Список литературы

1. Апресян Р.Г. Две версии принципа универсализации в моральной философии Канта.// Вестник Томского государственного университета. Филосо-фия. Социология. Политология. – 2018. – №.46. – с.104-111 2. Богатырев Д.К. Кант.// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2017. – №3. – с.362-375 3. Гусейнов А.А. Нравственная философия и этика.// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2019. – №2. – с.8-39 4. Джиджавадзе Л. Г.Категорический императив Иммануила Канта.// Развитие общественных наук российскими студентами. – 2017. – №1. – с.59-60 5. Зуй М.И. «Ахиллесова пята» этики Канта.// Вестник Русской хри-стианской гуманитарной академии. – 2016. – №2. – с.152-162 6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая.. – М.: Академический Проект, 2005. – 680 с. 7. Каюмов О.Т. Неполнота чистого разума: эстетика, ratio, intuition.// Дискурс-Пи. – 2019. – №2. – с70-76 8. Коломиец Г.Г. Этика человеческого достоинства в Новое время.// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – №3. – с. 57-64 9. Кучеренко А.В. Сопоставление содержания априорных форм в гно-сеологии и этике И.Канта.//Философия и общество. – 2017. – №4. – с.126-144 10. Тетюев Л.И. Трансцендентализм в теории познания: И.Канта и неокантиантство.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – №10. – с.167-170 11. Философия: учебник / Е.Н. Пронина; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. – М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. – 612 с. 12. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. – 459 с.


Если реферат на тему Гносеология и этика Канта Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)