Главная Каталог Афанасьевская археологическая культура

Афанасьевская археологическая культура

Тип работы
реферат
Группа предметов
История
Предмет
История
Страниц
15
Год сдачи
2022

Работа Вам не подходит? Напишите нашему консультанту тему своей работы и мы найдем что-то похожее :)


501 Р
1500 Р
Оглавление
Оглавление 2 Введение 3 Проблема происхождения афанасьевской культуры 5 Памятники афанасьевской культуры Алтая 8 Погребальный инвентарь 10 Развитие афанасьевской культуры на Алтае и в Южной Сибири 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13 Использованная литература 14
Введение

Афанасьевские памятники Алтая являются в настоящее время древнейшими остатками материальной культуры населения бронзового века не только на территории горной страны, но и на всей территории Сибири, а также первыми памятниками, сменяющими здесь стоянки каменного века. Переход от каменного века к бронзовому в условиях Сибири означал не простую смену традиций в производстве орудий труда; он символизировал собой важнейшие социально-экономические изменения, происшедшие в данном регионе, многие из которых носили кардинальный, переломный характер, так как явились отражением глобальных общеисторических процессов. Поскольку Сибирь, по своему географическому положению и природным условиям, не входила в зону первоначального возникновения производящих форм хозяйства и не знала "неолитической революции", эти важнейшие экономические преобразования осуществились здесь с относительным опозданием – на заре бронзового века и были связаны с процессами первого общественного разделения труда, Основная цель исследования сводится к тому, чтобы на основании анализа археологического материала представить описание культурных признаков алтайского варианта афанасьевской культуры Южной Сибири и его описание в целом, определить его периодизацию и хронологию и реконструировать с помощью этого конкретную историю его происхождения и развития. С основной целью исследования тесно связаны и следующие его задачи: 1.Осуществить анализ артефактов из археологических раскопок алтайских памятников прошлых лет и определить их отношение к афанасьевской культуре. 2.Разрешить в возможных пределах вопрос о хозяйственной деятельности и социальной структуре алтайских афанасьевских племён. 3.Изучить проблему происхождения афанасьевской культуры. Рассмотреть возможные причины ее возникновения. Также представим важные положения: - афанасьевские памятники Алтая относятся к своеобразному алтайскому варианту афанасьевской культуры Южной Сибири, имеющему в определённой степени отличные от прочих вариантов набор культурных признаков, историю и хронологию развития; - формирование алтайского варианта афанасьевской культуры было связано с переселением на Алтай во 2-й половине или в конце IV тыс.до н.э. раннескотоводческих европеоидных племён из восточно-европейских степей; - время существования афанасьевской культуры на Алтае определяется концом IV - началом II тыс. до н.э.; - в развитии афанасьевской культуры на Алтае выделяются 2 последовательных хронологических этапа: ранний (конец І -первая четверть Ш тыс.до н.э.) и поздний (вторая четверть Ш -первая четверть II тыс.до н.э.), каждый из которых представлен особым типом погребальных археологических памятников; - современный уровень исследования афанасьевской культуры Алтая не позволяет реконструировать социально-экономическую структуру алтайских афанасьевцев; можно лишь констатировать определяющую роль в их хозяйстве подвижного скотоводства с преобладанием мелкого рогатого скота и зарождение патриархальных общественных отношений; - начиная с раннего этапа развития афанасьевской культуры на Алтае существовал самостоятельный очаг горно-металлургического дела, основывающийся на сырьевой базе Рудного Алтая; Работа состоит из введения, четырех пунктов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Мы закончили рассмотрение афанасьевской культуры Алтая, результатом которого явилось описание культурных признаков алтайского варианта афанасьевской культуры; выяснилось, что по элементам погребального обряда и инвентаря алтайские афанасьевские памятники определённым образом отличаются от памятников других районов распространения этой культуры, а данном случае мы можем говорить о том, что локализация афанасьевской культуры в относительно обособленном географическом регионе, каким является Алтайская горная страна, привела к образованию типологического своеобразия материальной культуры афанасьевских племён. Сугубо географическая детерминация оригинальности алтайского варианта культуры была бы слишком простым объяснением; на его облике отразилось и то обстоятельство, что этот вариант изучаемой нами культуры был древнейшим в Южной Сибири. Именно наличие архаичных, относимых нами к раннему этапу развития алтайского варианта, более всего отличает его от среднеенисейского варианта афанасьевской культуры, тогда как признаки относительно молодые, относящиеся к позднему этапу развития (со второй четверти Ш тыс.до н.э.), находят обширные аналогии в афанасьевских памятниках Минусинской котловины. Однако, и здесь просматривается заметное отличие друг от друга 2-х указанных вариантов афанасьевской культуры, что также может быть объяснено комплексом причин: определённые, хотя и не слишком значительные, различия в ландшафтных и климатических условиях Саян и Алтая; "живучесть" некоторых архаичных традиций в алтайском варианте; некоторая разница в расовом типе населения алтайского и среднеенисейского вариантов культуры и пр. Очевидно, однако, что в общих чертах культурные признаки обеих типологических вариантов нивелируются и не оставляют сомнений в их принадлежности к одной археологической культуре.

Список литературы

1. Алексеев В. П. О происхождении древнейшего европеоидного населения Минусинской котловины. В кн.: Вопросы этнографии Хакассии. Абакан, 1981, с.4-10. 2. Берс Е.М. Из раскопок в Горном Алтае у устья р.Куюм. В кн.: Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1974, с.18-31. 3. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы: Источники и методы изучения. М.: Наука, 1978. - 272 с. 4. Богданов А.Т. О размещении некоторых сельскохозяйственных культур в Шебалинском районе Горно-Алтайской автономной области. В кн.: Природа и природные ресурсы Алтайского края-Доклады и тезисы докладов на научной конференции. Бийск,1959, с Л25-126. 5. Бородкин Ю.М. Материалы неолитического погребения у с.Васько-во. В кн.: Известия лаборатории археологических исследований, вып.1. Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1967, с.101-107. 6. Вадецкая Э.Б. Гипотеза происхождения афанасьевской культуры. В кн.: Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1979, с. 98-100. 7. Гришин Ю.С. Древняя добыча меди и олова. М.:Наука,1978.-134 с. 8. Грязнов М.П. Древние культуры Алтая: Материалы по изучению Сибири, вып. 2. Новосибирск: Изд-во Общества изучения Сибири, 1930.-12 с. 9. Дрёмов В.А. Антропологические материалы из могильников Усть – Иша и Иткуль: К вопросу о происхождении неолитического населения Верхнего Приобья. В кн.: Палеоантропология Сибири. М.: Наука, 1980, с.19-46. 10. Зимина В.М. Афанасьевская культура (Ш начало П тыс. до н.э.). - В кн.: Материалы по древней истории Сибири: Макет 1-го тома "Истории Сибири". Улан-Удэ, 1964, с.235-242. 11. Иванова Л.А. Коллективные могилы афанасьевской культуры: К оценке социальной значимости. В кн.: Народы и языки Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ие, 1980, с.227-232. 12. История Алтая: Учебное пособие. 4.1. Барнаул: Изд-во АГУ, 1983 -184 с. 13. Кадиков Б.Х., Лапшин Б.И. Каратурук новая стоянка каменного века Горного Алтая. - В кн.: Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб.отд-ие, 1978, с.3-10. 14. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири//М:.1951. 644 с., изд. 2-е, с. 43-44


Если реферат на тему Афанасьевская археологическая культура Вам не подходит? Не беда! посмотрите похожие работы в Нашем поиске:)